Этой книгой я раз умножила любовь к польской современной литературе. «Ковчег времени» Марцина Щигельского из разряда тех детских историй, которые могут быть интересными для любого, независимо от возраста и уровня знаний. Автор поставил перед собой серьезную задачу — рассказать о еврейском гетто в Варшаве. И это ему бесспорно удалось.
Щигельский — молодой польский автор, журналист и графический дизайнер. Он известен и популярен на родине. Некоторые из произведений Щигельского уже в школьной программе внеклассного чтения в Польше. Однако за детскую литературу он взялся не сразу (для книги собирал материал шесть лет), чувствуя большую ответственность. И это хорошо видно из «Ковчега».
«Ковчег времени»— история для младших школьников, как указывает издательство «Урбино». Главный герой Рафал, мальчик еврейского происхождения, но с польской идентичностью (знает молитвы, празднует Рождество, разговаривает на польском), живет вместе с дедушкой-скрипачом в еврейском гетто. Первая трагедия этой истории заключается в том, что мальчик не помнит времен до лагеря. Не знает как выглядят машины, зоопарки или корабли. Он очень любит читать и любимой его книгой стала «Машина времени» Герберта Уэллса. С началом нацистских чисток дедушка отсылает его за пределы гетто ради спасения.
Чтобы уберечь от спойлеров, на этом прекращу пересказ. Ценность этой истории в том, что ее замысел в Щигельского возник давно. Как-то его знакомая, прототип одной из героинь, рассказала о таком мальчике, как Рафал. Именно она и дала начало для исследования жизни в те времена.
Несмотря на вполне взрослую тему, книга держится в рамках детской литературы до конца. Стиль легкий, предложения короткие, перевод замечательный. Дети говорят как дети, ведь неестественность речи — один из очень частых промахов детской литературы. Вполне трагическую тематику уравнивает магический элемент. Щигельский смог эту серьезную историю рассказать так, что ты не думаешь постоянно, какой бедный Рафал, а ты им восхищаешься. Представляешь, что дети же остаются детьми, в любых обстоятельствах. Выдумывают себе альтернативные истории, ассоциируют окружающие явления с литературными или вымышленными героями, живут в собственном, детском мире. И, возможно, это и спасает их от реальности. Щигельский выбрал правильное направление, чтобы заинтересовать ребенка историей.
А кроме этого историю украсили: интересная история главного героя с выжженным волосами и гортензией (которые являются реальными фактами), история с жизнью в зоопарке (кто же, как не животные являются лучшими друзьями детей), факты из действительности — сожительство с огородниками, враждебность соседей, передвижения по оккупированной Варшаве, а также стремление людей к нормальной жизни даже в таких условиях, на примере мест для загара на крышах, театры и прочее. А подчеркивает это все хорошее, детское окончание.
Мне было приятно прочитать эту книгу, и я буду советовать ее многим. Она полностью соответствует своей аудитории, но и взрослым тоже такое стоит читать, по крайней мере, чтобы знать, как можно рассказать о таком ребенку, не игнорируя правды, но и не играя на чувствах.
Ксеня Кисиль
23 thoughts on “Как рассказать ребенку о гетто”