Не портите детям детство!

Скажу честно: на книгу Кристине Нестлингер «Конрад, или ребенок из банки» смотрела год, пока наконец приобрела. Каждый раз, когда она попадалась мне на глаза, появлялось ощущение, что после прочтения повести будет жаль потраченных средств. К счастью, я ошиблась, потому что эта небольшая детская книга заставила меня если не смеяться все время, пока читала ее, то постоянно улыбаться, а еще — задуматься об истинной ценности детства. К тому же, иллюстрации Анатолия Василенко сделали свое дело: эффекта комичности было достигнуто! (вообщем, с Василенко ранее была знакома через его карикатуры на политическую и бытовую тематику в одном периодическом издании, хотя и рисунков для детей его авторства в том же издании хватало).

Но вернемся к книге. Кристине Нестлингер — известная немецкоязычная писательница, историями которой зачитываются дети и подростки (и даже взрослые =) во всем мире. Для Нестлингер не проблема написать роман для подростков, который приятно поражает искренностью («Маргаритка, мой цветочек»), не трудно и создать невероятно смешную повесть для детей любого возраста — «Конрад, или Ребенок из банки».

Повесть приглашает читателя в гости к госпоже Берти Бартолотти, женщины без возраста, которая создает очень красивые ковры, чем, собственно, и зарабатывает на жизнь. Точнее, на вкусненькую и преимущественно вредную пищу, розовые румяна, красную помаду, черную тушь для ресниц, карандаши для бровей коричневого цвета, зеленые тени и другие женские безделушки. В дополнение, это точно какая-то не такая взрослая женщина, потому что несмотря на взрослость возраста, она еще совсем ребенок! И эта ее детскость только сильнее проявится при общении Берти с Конрадом и господином Эгоном.

Кстати, о господине Эгоне! Этот господин ухаживает за нашей госпожей Бартолотти, но ухаживает странно: им вполне хватает «дружить дважды в неделю»: «Раз на тиждень він приходив у гості до неї, а раз на тиждень вона йшла в гості до нього. Вони разом вирушали в кіно чи до театру, потім ішли кудись вечеряти, далі йшли кудись випити вина, а наостанці – випити кави. Двічі на тиждень пан Еґон називав пані Бартолотті «Берточкою», а вона його «Еґончиком». Та коли вони в інші дні зустрічалися на вулиці або коли пані Бартолотті приходила до аптеки по краплі від кашлю, то казала йому «пане магістре», а він їй – «шановна пані». В інші дні вони не заходили в розмову. Приятелювали вони лише у вівторок і в суботу».

Сначала я удивлялась, почему они так странно «дружат», но со временем поняла, что или госпожа Бартолотти слишком непосредственная для господина Эгона, или господин Эгон слишком зануда для нее. Когда же в их жизни появляется ребенок невероятного происхождения — Конрад — производства или «Гунберта», то «Гонберта», то «Монберто», главные черты господина и госпожи только обострятся: он станет еще более степенным господином, а она превратится в совершенную девчонку!

А вот семилетний мальчик Конрад изрядно разнообразит жизнь взрослых, уже самим своим прибытием к Берти Бартолотти обещая те невероятности, которые заставят читателя искренне смеяться. Как видно из названия повести, мальчик действительно с банки: в жестянке его в квартиру Берти Бартолотти принес почтальон. Ребенок этот совсем странный, вот посмотрите сами: во-первых, Конрад в свои семь лет знал, что детям негоже чрезмерно увлекаться сладостями (это вредно для здоровья!), шуметь, а вот добросовестно учиться в школе и хорошо вести себя и помогать родителям — первая обязанность! Мальчик этот — вполне и во всем правильный, а относительно Берти Бартолотти — даже самый взрослый из всех возможных взрослых! Скажу по секрету: на его фоне Берти — настоящая девчонка, в то время как Конрад — абсолютно взрослый, разве только в детском теле.

Просто золото, а не ребенок! Поэтому на голову этого ребенка упадет главная беда — чрезмерное послушание. Да, это и есть проблема, потому что если мальчик не научится вести себя как все обычные дети (то есть безобразничать), его заберут от госпожи Бартолотти и вернут тем родителям, которые на самом деле и заказали Конрада. Собственно, переучивать его будет подружка Кити. И стоит добавить, что перевоспитание необычного мальчика завершится успешно, и он останется вместе с господином Эгоном и госпожой Бартолотти.

Действительно, это очень веселая повесть. И смешно становится потому, что мы видим в образах Бартолотти и Эгона гиперболизацию черт нежелания взрослеть, и желания быть слишком взрослым. А вот Конрад — это прекрасный пример того, каким может быть ребенок: старше своих лет, или в различных проявлениях соответствовать своему возрасту.

В дополнение к порции юмора автор предлагает внимательному читателю мысль: именно родители определяют, каким будет их ребенок, кого они из него сделают. Так, каждый ребенок от рождения на что-то запрограммирована (это та база, которую она получает от природы в виде амбиций, талантов, способностей, склонностей, уникальных и неповторимых черт), но и эту запрограммированность можно или развить, или же изменить ее, как это было сделано с Конрадом (преобразование ребенка на настоящего ребенка).

Герой был взрослым, в то время как должен был быть ребенком! А его новоиспеченные родители через личные проблемы не могли прийти к согласию по воспитанию Конрада и перетягивали его, как будто это не живой человек, а — канат, который нужно сильнее тормошить на себя, чтобы победить. Нет, это не приведет к успеху: от этого ребенок только страдает. К сожалению, только страдает… И все добро, которое ребенку пытаются дать взрослые (качественное образование, хороший отдых, банально, но и искренние отношения с ребенком), не будет иметь смысла, потому что полного покоя у ребенка не будет.

Читать: Путешествие Шеклтона: пересказанный сюжет в современной художественной манере

Книгу можно читать в качестве юмористического аккомпанемента на вечер, для отдыха, даже в морализаторском контексте: Нестлингер дарит нам выбор. Но даже по окончании повести хотя мы и смеемся над тем, какие перипетии случились с Конрадом, как он благодаря хорошей девочке Кити стал нормальным мальчиком, какая-то легкая грусть появляется, и ты ставишь себе вопрос: можно приобрести ребенка? Вот так просто — заказать в «Товарах почтой», распаковать и начать лепить из маленького человека то, что тебе заблагорассудится? Или же приобрести фигурально, привлекая подарками или возможностями? Можно. Можно все! Потому что большинство родителей из разных резонов и поступают с детьми крайне несправедливо: воспринимая их как глину, из которой и для которой можно делать чуть ли не все что угодно, они забывают, что у ребенка есть право и на детство, и на неидеальность в частности. Родители хотят видеть своих чад во всем чуть ли не первыми, но если ребенок без минусов — это трагедия, потому что в таком случае это создание, которое не является настоящим. Это нонсенс, господа! Не бывает идеальных во всех отношениях детей!

Кристине Нестлингер создала историю для детей, которую следует читать в первую очередь взрослым, чтобы они не забывали о своем детстве, чтобы, желая помочь, не мешали детству своих детей. Родители, цените личность ребенка! Дети, будьте детьми! Родители и дети! Не спешите взрослеть, превращаясь в г.Эгона, пусть лучше для всех вы будете казаться странными, как госпожа Бартолотти, но останетесь такими же по-настоящему счастливыми, которым оказался Конрад после того, как Кити сделала из него ребенка.

Виктория Беркут

Купить книжку в Yakaboo.ua

(Visited 568 times, 1 visits today)