Элис Манро — 84-летняя канадская писательница, Нобелевский лауреат 2013 года. Первое вообще не вызовет интереса у большинства, а второе еще более-менее. Она из тех (очень многих) хороших писателей, которых очень плохо знают в Украине. Об этом можно говорить только бы потому, что до сих пор нет ни одной переведенного собрания рассказов.
В начале карьеры пресса ее называла писательницей-домохозяйкой. Тем не менее, Манро основала книжный магазин, который до сих пор существует. Воспитала двоих детей и все это время писала рассказы.
Манро написала 14 сборников рассказов. Всю жизнь она занимается тем, что пишет короткую прозу. Правда, таких историй немного? Она усовершенствовала этот жанр до такой концентрации, что в некоторых ее произведениях всего на 30 страниц помещаются целые романы. Об этой особенности автора пишут много, и это оправдано. Иногда ее одно предложение может сказать больше, чем целый раздел. Так вот, например, заканчивается один из рассказов: «Я выросла, потом постарел». Контекст истории говорит о том, что больше ничего об этой героине нам не нужно знать.
Чем формируется такая концентрированная? Тем, что Манро не пересказывает всю жизнь своих героев, а чаще героинь. Она концентрируется на важнейшей и ключевых событиях жизни. Которые и формируют дальнейшие события, и собственно судьбу героя, влияют на его характер и отношения с друзьями. Это может быть история женщины, которая читая книгу знакомой, понимает, что в ней описано ее прошлое; история о двух девушках, которые в детстве играя утопили другую девочку, но наотрез стерли это воспоминание из своей памяти до старости; или о том, как одинокое путешествие в лес может изменить замершие отношения с женой.
«Как нам жить» не роман, а сборник рассказов. Уже одно это разочаровывает. Сразу снижает ценность книги. Автор сборника рассказов выглядит человеком, которого не пускают в Большую книгу и он только околачивается у ворот », — иронизирует героиня Манро в одном из своих рассказов.
В рассказах Манро мы не чувствуем времени, как такового. В определенном смысле, его вообще там нет. В ее рассказах наиболее на людей влияет не время, а их действия и пережитое. Поэтому такой большой отрезок времени помещается на таком маленьком количестве страниц.
Последний прочитанный сборник Манро «Слишком много счастья» мне каким-то образом напомнил популярный и полюбившийся многими сериал «Фарго». Возможно, у них не так много черного юмора, и юмора вообще, но абсурдно-примитивная жизнь провинции прослеживается во многих моментах. Ее герои так же себя чувствуют беспомощными перед миром. Они забыты и оставлены сами на себя. И от того впадают в еще больший абсурд. Наиболее близким, пожалуй, к этому сравнению является первый рассказ из сборника — «Измерения». В нем уровень ужаса на фоне абсолютно обычной жизни зашкаливает. В конце концов именно после этой истории, я не могла спокойно спать. И для сравнения в сборнике «Беглянка» нет таких криминальных сюжетов. В «Счастье» их большинство, и все они по-тихому страшны.
Кому-то Манро покажется слишком медленной, женственной, провинциальной. Пусть. Ее истории совсем не похожи на сладкие женские романы. У них совсем нет пафоса и прикрас. Они написаны женщиной, но не исключительно для женщин. И не сбрасываются в черную социалку или триллеры. Ее истории залезают в глубину человеческой психики. О тех, кто что-то сделал, но даже не способен об этом вспомнить, настолько подсознательными были его действия.
За рубежом часто называют Чеховым в юбке. Честно говоря, она мне его совсем не напоминает. В ней нет того тоскливо-саркастического фона, который присущ почти всей русской классической литературе. Здесь этого нет. Да, истории короткие и четкие, но разве только Чехов оперировал умело этим жанром?
Кому и для чего стоит читать Манро? Тем, кто любит наблюдать за уловками человеческих действий и мыслей в очень неожиданных ситуациях. Ценителям необычного в обычной жизни. Устойчивым к шоковым историй, ведь то, на что способен человек, не так легко понять.
В сборнике содержится 10 рассказов. «Слишком много счастья», — так называется последний рассказ, самый длинный из всех. Он описывает жизнь ученого, математика и писательницы Софьи Ковалевской. В этом рассказе, и в остальных счасття слишком мало, намного меньше, чем в самом названии.
В конце концов большинство сюжетов этого сборника напоминают заметки из местной газеты, в суть которых настолько глубоко погрузились, что с того выросли полноценные выпуклые истории.
В ее произведениях много учительниц, преподавательниц университетов, домохозяек, мужчины часто занимаются работой по дереву, в общем ничем не выразительные люди, которые на первый взгляд не способны ни на какие неожиданности.
Еще он прибавили, что НЕ хотел бы вмешиваться в ее жизнь.
— А ты и НЕ вмешиваешься, — ответила она.
— Ты точно это хотела ответить? Мне показалось, ты собиралась сказать что-то другое.
Да, действительно, она Чуть не спросила: «Какую еще жизнь?»
Имеется, ответила она, ничего. Ничего НЕ собиралась.
В Канаде сборник вышел в 2009 году. Интересно учитывать тот факт, что автору при написании этих истории было как минимум 74 года. Ее ясность ума поражает. В одном из интервью в Манро спрашивали, как меняются ее истории с возрастом, она ответила, что «девушкой писала о девушках, женщиной о женщинах, а когда постарела, то начала писать о старухах». И это выглядит скорее шуткой, ведь в сборнике много хорошо выписанных героев гораздо моложе автора.
Кроме Нобелевской, Манро имеет Букеровскую и три Губернаторские премии (высшая литературная награда в Канаде). После объявления премии «Слишком много счастья» перевели на русский. В 2012-м вышел ее еще один сборник «Дороже самой жизни», после него писательница объявила окончание карьеры. Но вот недавно появились слухи, что она может изменить свое решение.
Ее критикуют за слишком продуманную структуру повествования и отсутствие неожиданностей в сюжетах. А еще за то, что рядовому читателю будет это неинтересно читать, что это не изменит чьей-то жизни. Мне трудно с этим согласиться. Читайте, и сами поймете. Только добавлю, что эти истории именно такие, которые мне хотелось бы прочитать, а может, и написать.
Источник: блог Этажерка.
29 thoughts on “Элис Манро — домохозяйка с Нобелевской премией”