Одной из самых ожидаемых новинок Форума издателей-2016 во Львове, который состоится 15-18 сентября, несомненно, станет роман Тани Малярчук «Забвение» (в оригинале «Забуття).
Четыре года писательница работала над историей жизни Вячеслава Липинского — политика-неудачника, мыслителя, чьи идеи показались не своевременными. В своих произведениях, самыми известными из которых являются «Письма к братьям-хлеборобам«, он отстаивал консервативные ценности. Поляк по происхождению, Липинский положил жизнь на алтарь украинской идеи — и до самой смерти не был уверен, или эта жертва не была напрасной. Он был чужим своему народу и презренным народом украинским, которому поклялся служить еще юношей, учась в киевской гимназии. Одинокий, больной туберкулезом, вдали от родины, он умер в 1931 году в горном австрийском санатории. Вполне ординарная судьба тех, кому суждено было жить во время распада империй.
Гневные инвективы, которые Липинский, уже не способен был писать сам, диктует своему секретарю («… надеюсь, что Бог Милосердный по крайней мере в конце освободит меня от соприкосновения с украинским гражданством, которому я отдал все, что имел, которое мне поблагодарило тяжелой обидой, которая только может быть для честного человека»), вызывают ассоциации с Моисеем Ивана Франко — пророком, ненужным собственному народу. Да и с самим Франко, конечно, ведь он так же разрывался между любовью и ненавистью к русинам-украинцам и безуспешно искал понимания в польской общине. Иван Яковлевич, кстати, тоже фигурирует на страницах «Забвения», но не в том романтическом и идеализированном виде, к которому мы привыкли, а значительно больше похож на реального человека.
Малярчук довольно тщательно внедряет читателя в исторический контекст: не настолько, чтобы напоминать школьный учебник, но с четким осознанием, что далеко не все, кому в руки попадет книга, иметь необходимый бэкграунд для ее восприятия. Богдан Липкий, Евгений Чикаленко, Василий Доманицкий, Николай Михновский, братья Сергей и Николай Шеметы, Андрей Жук, Осип Назарук и другие, когда-то известные, а сейчас почти забытые основной массой украинский фигуры, проходят через жизнь Липинского, и каждый получает, хотя и короткою, однако точную характеристику автора.
Об адвокате Михновского следует упомянуть отдельно. Не из-за чрезвычайной важности, если сравнить с другими персонажами романа (писательница рассказывает о его роли в борьбе за надпись на памятнике Котляревскому в Полтаве), а через одну из авторских колонок Тани Малярчук, опубликованную в феврале 2016-го, когда работа над романом входила в финальную стадию. Колонка называлась «“Тарахнемо шапкою об землю” — слова Липинского, которыми он охарактеризовал образ действий профессиональных патриотов еще в 1928-м году: “Тарахнемо шапкою об землю на площі Св. Софії так, що в одну мить не стане ворогів!”
В том материале Малярчук писала о настойчивых сыщиков измены, «хамовитий и безголовый национальный радикализм», четыре столпа украинской анархии — разрушать, презирать, запрещать и осудить своего — словом, о тех общественно-политических реалиях, которые были актуальными как в начале ХХ века, так и в наше время. За это она немедленно заслужила от многих украинских интеллектуалов клеймо «запроданка Москвы» и «агента ФСБ». При этом толчком к развертыванию дискуссии в соцсетях стала … характеристика Михновского как «персонажа комического и трагического время». Ее восприняли как оскорбление выдающегося деятеля. Не можем относиться к историческим фигурам без фанатизма: или поклонение, или анафема.
Зато Малярчук в романе «Забвение» изображает своих персонажей живыми людьми, а не носителями определенной идеи или иконами; людьми, которые ошибались, радовались, страдали, сходили с ума, предавали, любили … Кстати, история любви Вячеслава Липинского и Казимиры Шуминской — еще одна параллель с биографией Ивана Франко, который страдал от чувства к польке Целине Журовской, которая «являлась ему в сне «, но основную часть жизни знать не хотела борца за счастье украинского общества. Казимира в романе «Забвение» сначала также резко негативно реагирует на встречу с «предателем» польской идеи, который перешел на сторону «выдуманной» нации (именно она первой кричит «позор» после публичного выступления Липинского). Эта история любви является одной из самых ярких и печальных сюжетных линий романа. Хотя дама сердца главного героя в конце концов дала согласие на брак, семейного счастья он так и не получил: слишком велика была пропасть между супругами.
В произведении Малярчук есть и другие love story — связанные с жизнью главной героини. Да-да, кроме «безумного туберкулезника», стороной конфликта выступает молодая женщина, которая очень напоминает alter ego автора: студентка-филологиня, затем — писательница, автор малой и немного большей прозы. Именно она распутывает нити биографии Липинского, о котором не знала ровным счетом ничего, пока случайно не увидела некролога в нью-йоркской эмигрантской газете «Свобода». С тех пор она «заболела» историей жизни одинокого изгнанника: заболела в буквальном смысле, потому что начала испытывать странные сердечные приступы и бояться выйти из дома. Конечно, это состояние имело психическую природу и даже стоило разрыва с мужем, однако, подчиняясь неизвестной силе, она и дальше должна копаться в старых газетах и документах.
На самом деле не очень понятно, какую роль играют в сюжете романа эпизоды взаимоотношений главной героини с мужчинами. А вот истории ее семьи призваны подчеркнуть важность сохранения исторической памяти, закодированной в сознании поколений украинцев благодаря тем, кому удалось выжить: «Я — потомок покорности и страха смерти. И на меня легла цена, которая была заплачена, чтобы выжить. Набежали немалые проценты по просроченным квитанциям. Я должна была понемногу начинать отдавать долги».
Память борется против всепоглощающего времени, символом которого в романе является «гигантский синий кит», что перемалывает микроскопический планктон так, как древнегреческий Хронос — человеческие жизни, которые бесследно исчезают, давая шанс следующим поколениям. «Однако не исчезновение задевало меня больше всего, а именно бесследие. Я подумала, что уже сама одной ногой там, в тотальном забвении «, — признается героиня.
Память борется против всепоглощающего времени, символом которого в романе является «гигантский синий кит», что перемалывает микроскопический планктон так, как древнегреческий Хронос — человеческие жизни, которые бесследно исчезают, давая шанс следующим поколениям. «Однако не исчезновение задевало меня больше всего, а именно бесследие. Я подумала, что уже сама одной ногой там, в тотальном забвении «, — признается героиня.
Те, кто читал хотя бы одну книгу Тани Малярчук, уже поняли, что роман «Забвение» не похож на ее предыдущее творчество. Этот текст не полон магического реализма, он не подбрасывает на волнах эмоций «сверху вниз», не удивляет причудливыми коллизиями. Однако своей цели — преодоления забвения — автор достигает, и, кажется, такие тексты теперь очень актуальны.
Татьяна Трофименко
Источник: блог ТСН.
25 thoughts on “Память о синем ките времени. Рецензия на «Забвение» Тани Малярчук”