Когда осенью мне хочется подавить внутреннее беспокойство, я решаю перечитать что-нибудь очень для меня уютное, и это почему-то всегда что-то об английском быте и стиле жизни. Сейчас, например, очень хочется перечитать «Джонатана Стрэнджа и мистера Норрелла», а другой осенью таким успокаивающим был Плоский мир Терри Пратчетта.
В подростковом возрасте на меня действовала Агата Кристи, а в детском еще были скандинавы. Мне очень нравилось как Пеппи Длинныйчулок почти каждый второй раздел пьет кофе с плюшками на лестнице своей виллы Курица, а Нисе с «Крошки Нильса Карлсона» перетягивает в свою квартиру игрушечную мебель и вкусно ужинает с другом Бертилем. А потом со временем такой же уютной оказалась реальность Мадикен с Юнибаккен. Когда мои дети были маленькими, и я читала муми-троллей, нравилось как муми-мама обустраивает свой быт. Свой уют все время пытаюсь вычитать из книг. Но он и там какой-то странный, с путешествиями и не всегда дружелюбными магическими существами. Получается обязательно должны быть приключения, но так, чтобы все время и уют был. И желательно смешать все в один флакон. Чтобы, путешествуя горным ущельем, можно было бы рассчитывать на оладьи.
Фото: instagram/yulia_volchok
Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл
«Несомненно, лучший английский фантастический роман, написанный за последние 70 лет» — акцентирует Нил Гейман на полной стилистической английскости фэнтези британки Сюзанны Кларк. Создав мир, в котором Англия в эпоху Наполеоновских войн, вдруг вспоминает, что она страна мощных легендарных волшебников, автор собрала своим дебютом весомый букет премий «Хьюго», «Локус», «Всемирную премию фэнтези» и «Мифопоэтический премию». Ничто так сильно не убеждает в подлинности альтернативного фэнтези мира, как подробно описанная повседневная жизнь английского общества XIX века, в быт которого совершенно естественно вплетено магию.
Джонатан Стрэндж и Гилберт Норрелл, волшебники которым удалось воспользоваться своими магическими способностями, научно исследовать их, изучать и практически применять с пользой для правительства и общества. Хотя казалось, что магия, просуществовав в Англии многие века, больше не действует. Что она осталась только теоретической дисциплиной и пробудить ее никому не удастся.
Джентльмена с волосами, как пух, не интересуют идеи англичан о магии. Все что его интересует — это красивые женщины, баллы в его дворце и главное, чтобы ему никто не мешал делать, что заблагорассудится. Эльфы всегда так жили и во времена короля-Ворона, и во времена герцога Веллингтона. Удастся ли остановить его Джонатану Стрэнджу и мистеру Нореллу? И вернется ли в Англию эпоха колдовства? Сюзанна Коллинз в лучших традициях Джейн Остен и Джорджа Мередита, со многими аллюзиями на древние легенды и карикатурные отсылки к персонажам Диккенса написала исторический пастиш, приключенческий роман, изысканное до мельчайших подробностей фэнтези, создав реальность, о которой читаешь многочисленные замечания и объяснения и не можешь поверить, что всего этого не было.
В 2015 году на экраны вышел мини-сериал «Джонатан Стрэндж и Мистер Норрелл», и эскапистам, которые осенью ищут убежища в других мирах, стало еще легче попасть в реальность последователей Джона Аскгласса.
Фото: instagram/bright_arts
Цвет волшебства/Колір магії
Плоский мир Терри Пратчетта трудно назвать уютным, но британской атмосферы при всей альтернативности его реальности, и там хватает. Она наполняет все чем автор наполнил Плоский мир, начиная от невидимого Университета, и заканчивая рекой Анком, насущая или трудно перемещающая свои воды в город Анк-Морпорк, к которому и прибыл первый в этой реальности турист Двацветок.
Удастся ли волшебнику-неудачнику Ринсвинду оправдать свое звание гида? И втянут ли космический корабль с ними за край диска, куда их и должны были занести при таких финансовых возможностях и сногсшибательности маршрута путешествия, которые они выбрали?
Или она сама выбирала? Вы думаете, они узнают все же какого цвета магия? Посмотрим, там все то хотят узнать. А некоторые ученые даже пол Великой черепахи А’Туин, что на ней и трех слонах держится Плоский мир в бескрайнем пространстве межгалактического океана. Там будет уют, но цвет уюта будет отдавать октарином.
Фото: instagram/ana.mama.read
Автостопом по Галактике/Путівник по Галактиці для космотуристів
Как вы думаете, уютно лежать на пути большого бульдозера, который собирается снести ваш дом? Вот и англичанин Артур Дент тоже считает, что нет. Но с того момента, как он познакомился с Фордом Префектом, жителем маленькой планеты где-то около Бетельгейзе, у него была этому только одна альтернатива. Исчезнуть вместе со всей планетой Земля. Или попасть на космический корабль вогонов. А дальше, пользуясь путеводителем по Галактике для космотуристов, а еще космическим кораблем «Золотое сердце» Зафода Билброкса, забраться во все уголки Галактики и продолжать в том же духе в течение еще нескольких книг серии. Вместе с еще одной последней землянкой Тришей Макмиллан побывать на легендарной планете Магратея, найти ответ на главный вопрос, познакомиться с Марвином, роботом в депрессии, и после всех приключений все же попробовать пангаликтического гризлодера.
Вся серия возникла сначала как Радиоспектакль. А что может быть уютнее, чем Радиоспектакль? Только стихи вогонов, но на всякий случай сначала проверьте.
Фото: instagram/vellichor_ua
Літня книжка
Сборник рассказов взрослой прозы от Туве Янсон о любви и смерти, о Боге и дедушке, о жизни на острове в маленькой семьи, выливается на страницах книги, словно печальная, очень теплая мелодия вводит в медитативное состояние и проговаривает сентиментальные вещи из мудрой откровенностью. Автобиографичность «Летней книги» создает тот уют, который окутывает, когда погружаешься в жизнь другого человека, который давно тебя привлекает, и вдруг знакомишься с ней в детском возрасте. Пытаешься выстроить те мостики, которыми она прошла путь к себе взрослой, какой ты ее знаешь.
Туве Янссон давно влюбила в себя и свой стиль жизни целый мир.
И теперь, читая короткие философские новеллы, в которых она реконструирует жизнь своей семьи через диалоги, размышления, наблюдения и пейзажи, погружаешься в реальность Финского залива и бродишь шхерами в поисках смысла своей жизни, словно слушаешь современную притчу.
Фото: instagram/bookishsteph1
Агата Кристи. Автобиография
Еще одна автобиографическая книга, соблазняет уютом детства другой известной писательницы. На этот раз не художественная новеллистика, а исключительно нон-фикшн. Все герои реальные, все события произошли на самом деле. Агата Кристи — всемирно известная королева детектива, и Эркюля Пуаро вместе с миссис Марпл узнают даже те, кто не прочитал ни одной из книг автора. Сериалы, фильмы и спектакли по мотивам романов Агаты Кристи уже вошли в классический канон массовой культуры 20 века.
В автобиографии интересно рассказывается о детстве Агаты, ее сестре Мардж и брате Луисе, родителях, мужьях, дочери и, конечно же, о том, как она начала писать и где брала сюжеты для своих детективных историй. Уютная и довольно непоследовательна, но насыщенная творческими занятиями домашнего образования, увлечением серфингом и путешествиями со вторым мужем-археологом на раскопки в Египет, работой медсестрой во время Первой Мировой войны и впоследствии фармацевтом в аптеке и знаниями ядов — все, что вдохновляло и попало в сюжетные линии будущих романов. Совместимы ли маленькая дочь и литература, измена первого мужа и таинственное исчезновение Агаты в протест против этого — детективные истории, пишущие сама жизнь, и распутывать которые гораздо труднее, чем придумывать литературные. Если хочется убежать от осеннего беспокойства, то иногда стоит бежать в чужую вдохновляющую жизнь.
Читать: Классика всегда в моде
Фото: instagram/ilchukvita88
Гобіт, або Туди і звідти
Почему-то все книги об уюте для эскапистов начинаются с того, что кто-то куда-то должен податься. А я предупреждала. Вот и хоббит Бильбо Бэггинс, фанат уюта, вынужден сменить свой удобный дом и отправиться с тринадцатью гномами и одним единственным в своем роде магом Гэндальфом к дракону Смогу, чтобы вернуть то, что им принадлежит. И все бы хорошо, только вот эта тревел-стори разделила мир на до и после фэнтези, а профессор Толкин оповестил мир о новом виде уюта для эскапистов. И толкиенисты всего мира исповедуют его до сих пор. Так же, как Бильбо Бэггинс, отправляются они снова и снова в поход, чтобы найти в себе ту же изобретательность и встретить приключения уровня Средиземья.
Бильбо нашел кое-что в походе с гномами, что заставило впоследствии объединиться Братство кольца, но это уже совсем другая история.
А пока он плывет в бочке до Озерного города, и все загадки Голлума уже загадано, а дальше его ждет Битва Пяти Армий, вознаграждение, и затем древние песни в кругу друзей с воспоминаниями. Уют — очень неопределенная субстанция, быстротечная, и новые приключения в Толкина вновь ждут своих героев.
Фото: instagram/lilito_lolita
Тimeless
Уютным бывает и легкое подростковое чтиво. Особенно если предполагается влюбленность, приключения, путешествия во времени, и разоблачения воров. И в Керстин Гир в «Рубиновой… », «Сапфировой… » и «Изумрудной книге» всего этого хватает. Когда тебе шестнадцать, как Гвендолин Шеферд и оказывается, что ты носитель гена, который позволяет путешествовать во времени, но с определенными условиями, радоваться или нет сразу и не решишь. Однако красавец Гидеон, с которым вы связаны то ли сотрудничеством, то ли чувствами, примиряет с некоторыми безобразиями такой странной наследственности.
А дальше все начинает раскручиваться слишком быстро, и вот уже Гвен и Гидеон пытаются разобраться, кто из тайного общества Круг Двенадцати ведет нечестную игру, и какие кровавые тайны скрываются за всеми этими баллами, старинной одеждой, каретами и хронографами. Кому довериться в этой большой игре, и кто лелеет только свои жадные интересы.
Уют в трилогии «Таймлесс» специфический, но какой еще уют нужен тем, кто любит путешествия во времени?
Фото: Рідна мова
Мадикен
Мадикен или Маргарита Энгстрём — героиня Астрид Линдгрен из одноименной повести, имеет своего реального прототипа — лучшую подругу детства писательницы Анне-Мари Ингестрем. Неизвестно, прыгала ли она с зонтиком с крыши и сломала ногу, и действительно ли она враждовала с Мией, которая потом стала ее лучшей подругой, но понятно, что яркость характера Мадикен точно получила от нее. Придумать можно многое, но придумать детскую подлинность очень трудно. Ее можно только наблюдать и запоминать, а затем воспроизвести в жизни двух сестер Мадикен и Лисабет в шведской семье начале 20-го века. И это еще одна автобиографическая повесть, сейчас уже переведена на более, чем двадцать языков мира.
Невероятным уютом того времени веет от их Юнибаккена — «июньской горки», где живут Мадикен и Лисабет.
Название которого унаследовал впоследствии музей или, вероятнее, детский развлекательный парк, расположившийся в Стокгольме на острове Юргорден. В музее реконструированы места из литературных произведений Астрид Линдгрен и других скандинавских детских писателей. Там можно встретиться и с более реалистичной, чем Пеппи Длинныйчулок, Мадикен. А от того еще более исключительной в своем радостном восприятии жизни и какой-то уютной реальности, которую уже, пожалуй, не найдешь. Разве что в книгах.
Фото: instagram/vyshnevyjcvit
Муми-троли
Более уютной реальности, чем мир муми-троллей не найти. Пересказать этот мир невозможно, к нему только можно сходить в гости. На оладьи муми-мамы, или пройтись на ходулях высохшим морем, и хотя бы что твориться в мире, вернуться домой. А если шляпа волшебника превратит кого-то вдруг на самое страшное чудовище, в Муми-доле тебя всегда узнают.
Но даже с уютного дома, если нужно будет, то вместе с Крохотным зверек Сниффом, встретив Снорка и Фрёкен Снорк, Муми-тролль отправится на поиски обсерватории, чтобы понять летит ли к ним Комета.
А каждую весну или если случаестя другая возможность в Муми-доле любят послушать губную гармошку Снусмумрика, или даже его интересные истории, он молчалив, но путешественник и философ, много где был и что видел. В Тампере уже в нашей реальности воссоздали Долину Муми-троллей — музей, коллекция которого создана из всего, что связано с муми-троллями, и их автором Туве Янссон. Возможно, там можно найти отгадку, где она искала весь тот уют, которым наделила их мир.
Читать: Читаем и готовим: 10 вкусных книг на осень
Фото: instagram/ombook.com.ua
Балакучий пакунок
Всемирно известный писатель-натуралист и зоолог Джеральд Даррелл писал не только для взрослых. Еще в 1978 году у него вышла фэнтези-сказка для детей «Говорящий свёрток», в которой события разворачиваются с начала в Греции, а затем в волшебной стране Мифландии. Чтобы влюбиться в опасности и одновременно уют этой истории достаточно познакомиться с теми, кто приплыл на греческий берег и кого нашли Перелопа и два ее двоюродные братья из Англии Саймон и Питер.
А именно с Попугаем, который научился разговаривать и «получил образование из рук великого дружественного Словаря» и его домоправительницей паучихой Дульчибеллой, поющей песни. Они изгнанники из своей страны, власть в которой захватили грубые василиски. Поэтому не временим, и отправляемся в Мифландию на помощь волшебнику Ха-Ха и всем другим мифическим и не очень существам, которые попали в сказку частично из реальной жизни, а частично из фантазии Даррелла.
О каждом из героев книги можно было бы написать отдельную книгу, настолько они необычные и фактурные: единороги и лунные телята, что больше похожи на улиток, Грифон, вурдалаки и вогнянки, и наконец горностаи. Только они могут помочь преодолеть василисков, и еще возможно лаванда. «Говорящий свёрток» — уютная сказка для тех, кто уют ассоциирует с приключениями и фантастическими животными в волшебной стране придуманной Дарреллом.
10 thoughts on “Октябрьский must read: 10 осенних уютных книг для эскапистов”