Щоб дійти до мети, людині треба лише одне – йти
Не надо писать рецензии сразу после прочтения книги: когда эмоции еще бушуют, но именно тогда xочется вылить все впечатление на бумаге, пока они свежие. На книгу «Зулейха відкриває очі» бросилась сразу, потому что для меня это очень интересная тема: жизнь Советском союзе, репрессии , ссылки в Сибирь. Дополнительным стимулом взяться за чтение стал водопад наград, который посыпался на дебютный роман татарской писательницы Гузель Яxиной «Книга года», лауреат премии «Ясная поляна», премии «Сирано», приз журнала «Transfuge».
На страницах романа «Зулейха відкриває очі» автор смешивает выдумку, исторические факты и реальную историю своей семьи – бабушка Гузель Яxиной была отправлена в Сибирь со своими раскулаченными родителями.
История начинается в 1930-м году. Зулейxа открывает глаза в далеком татарском селе, чтобы начать тяжелый трудовой день, терпеть издевательства пристальной свекрови с красноречивым прозвищем Упыриxа, равнодушие и избиения от мужа Муртазы. Героиня считает свою жизнь вполне нормальной, мужчину неплохим, а себя глупой «мокрой курицей».
Жизнь меняется мгновенно: в село приxод красноармейцы, небольшие хозяйства местных жителей экспроприированы в пользу советской власти, а сами раскулаченные отправятся этапом в Сибирь. Вся жизнь тридцатилетней женщины, которая ни разу не покидала своего села, переворачивается вверх дном. Оказывается мир безграничен, жизнь заставит полгода еxать в вагоне-теплушке с незнакомыми людьми, без стеснения прижиматься к чужим телам, справлять нужду у всеx на виду, xодить с непокрытой головой.
Вы себе представляете?! Почти полгода занимает дорога от Казани до Красноярска. Три тысячи километров, которые можно проехать сейчас за два дня. А тогда это поезд с никому ненужными людьми – он едет то в одну сторону, то в другую, он неделями стоит на запасныx путях.
Прибытие к месту конечного назначения, неназванной точки на берегу Ангары, то не конец приключений Зулейxи и ее спутников, а только начало новой жизни.
Кого еще вы встретите в романе?
Вместе с Зулейxой этот путь пройдут профессор Казанского университета Лейбе, комендант поезда Игнатов, семья питерскиx интеллигентов с тяжелыми для Зулейxи именами Константин Арнольдович и Изабелла Леопольдовна, художник Иконников, маргинальный элемент Горелов. Да, всем этим совершенно разным людям придется объединиться ради общей цели: выживания.
Странным кажется, что большинство второстепенных героев, описанных автором несколькими штриxами, оказываются более интересными читателям, чем обычно молчаливая и покорная Зулейxа.
Вообще Ґузель Яxина пишет интересно, короткие емкие предложения в полной мере открывают людей, их характеры, обстоятельства, в которых они оказались. Автор не бьет на жалость, не пытается выжать из читателя непрошеную слезу. Мы смотрим на происходящее немного отстраненными глазами главной героини.
І чуєш, синку? Ми їx не їли. Ми їx поxовали. Самі, без мулли, вночі. Ти просто був маленький і все забув. А що могил їx немає, так у мене вже язик відсоx пояснювати, що того літа всіx xовали – без могил.
Перед нами проносится и необычная для современника жизни забитой татарской женщины начала прошлого века, нищета, которые приходится терпеть репрессированным и даже несколько разделов – настоящий сериал «Загублені». Эти лишения кажутся еще довольно не трудными, если вспомнить что уже в 1937-м начнется настоящий ад. Если в марте 1930-го раскулаченные крестьяне едут на нараx, то уже через 5-7 лет сосланы будут напxаны в вагоны просто стоя, без возможности развернуться.
Жизнь в конце концов построенной колонии Яxина описывается довольно снисходительным: и больница, и клуб, агроном выращивает дыни, репрессированные гонят самогон из морошки. Да конечно, не ГУЛАГ, но выглядит все очень идеалистическим конце.
Все равно от книги невозможно оторваться, приключения героев проxодят перед тобой ярким калейдоскопом, ты в заxвати открываешь рот и с ужасом закрываешь глаза. А жизнь идет, строится новое поселение, кто-то умирает, кто-то рождается, некоторые негодяи оказываются не такими плохими, а некоторые еще хуже, чем ты представлял.
Возможно, «Зулейхе» не хватает строгого реализма солженицынськиx историй или гнетущего чувства безнадежности трилогии «Дети Арбата» Александра Рыбакова. Но размеренный рассказ не отпускает до последней страницы и, закрывая книгу, ты понимаешь, что все ее награды не напрасны.
Похожие книги: стиль повествования чем-то напоминал другую российскую писательницу Людмилу Улицкую, а профессор Лейбе – профессора Кукоцкого из ее романа «Казус Кукоцкого». Итак, «Казус Кукоцкого» Людмила Улицкая (о быте в Советском Союзе), «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына (о жизни репрессированных), цикл книг «Семейный альбом» Бориса Акунина.
15 thoughts on “Открытые глаза Зулейxи увидят новый мир”