«Дівчина з перловою сережкою»: Существует ли граница между правдой и вымыслом?

«Дівчина з перловою сережкою» — самое известное полотно Яна Вермеера. И одно из самых загадочных. Никто достоверно не знает, кого же изобразил на этой картине художник. Возможно, это его дочь. Но существуют и другие версии.


Фантазерка Трейси Шевалье


Именно отсутствие многих фактов из биографии Вермеера вдохновило Трейси Шевалье на создание «Девушки с жемчужной сережкой». Это не единственный ее исторический роман, где переплетаются правда и вымысел.

Трейси Шевалье родилась 19 октября 1962 года в Вашингтоне. Получила степень бакалавра искусств в колледже Оберлин. Позже она переехала в Англию, где долгое время занималась издательским делом.

 Дебютом Трейси Шевалье стал в 1997 году роман «Дева в голубом». Но известность ей принесла именно «Девушка с жемчужной сережкой».

Сейчас Трейси Шевалье проживает в Лондоне с мужем и сыном. Она — левша и сначала пишет книги от руки, а затем переносит все в компьютер, пьет кофе только до полудня и ее любимый цвет — синий, как чернила.

В 2003 году вышел одноименный фильм «Девушка с жемчужной сережкой» со Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главных ролях.


Загадочный Ян Вермеер


Ян Вермеер — один из крупнейших живописцев «Золотого века» голландского искусства. О его жизни известно очень мало. Даже нет точной даты рождения, а только дата крещения (31 октября 1632). Он жил и работал в Делфте, был женат и имел 11 детей. Умер художник в возрасте 43 лет 15 декабря 1675.

Вермеер рисовал по две картины в год и большинство из его натурщиц остались неизвестными. На сегодняшний день сохранилось около сорока его картин.


Всегда ли у нас существует выбор?


Семье Грит не хватает денег и она не имеет другого выбора как пойти в служанки. Но дом, в который попадает девушка, не совсем обычный. Ее хозяин — известный художник Ян Вермеер.

В обязанности Грит входила стирка и глажка белья, покупка и уборка в доме. И самым важным была уборка в мастерской хозяина, куда он не пускал даже собственную жену. Грит со временем привыкла к работе и начала общаться с хозяином. И здесь возникает вопрос — а на какие темы? Грит оказывается была умной девушкой, которая разбирается в искусстве. Она помогает хозяину изготавливать краски, обсуждает с ним его картины. Он признает, что даже может кое-чему у нее научиться. И к чему же может привести такая дружба? Или это нечто большее?

Однажды один из знакомых Вермеера захотел портрет Грит. Да и не только портрет, но и саму девушку. Этот человек — постоянный клиент художника и он не может отказать ему в картине. А что же делать девушке? Она тоже не может отказать хозяину.

Вся книга полна напряжения и ожидания. Как же закончится эта история? Девушке часами приходится бывать наедине с хозяином. Она преданно выполняет все его желания, связанные с картиной. По городу начинают распространяться различные слухи. Но оценит ли хозяин такую преданность? Защитит ли девушку или просто воспользуется ею?

Почти до последней страницы Трейси Шевалье держит нас в напряжении и не дает ответов на все вопросы. Это именно тот случай, когда ты уже не можешь дождаться конца и еле сдерживаешься, чтобы не прочитать последние страницы. А с другой стороны хочешь новых подробностей как о личном, так и о касающихся искусства вещей, ведь не каждый день можешь попасть в мастерскую художника.

Эта книга для ценителей современной прозы, для тех, кто интересуется историей и искусством.


Прямая речь


Я поглянула на картину востаннє, але відчула, як щось ніби втікає від зору, коли хочеш до неї надто уважно придивитися. Ніби бачиш зорю на нічному небі – якщо дивитися просто на неї, то її стає заледве видно, але коли глянути навскіс, зоря стає набагато яскравішою.

Взяла мітлу, відро й ганчірку і вийшла з кімнати, а Марія Тінс і далі залишилася перед картиною.

Не знала, що робити. Озирнулася навколо, ніби могла знайти відповідь тут, у майстерні. Мій погляд упав на «Звідницю» – голова молодої жінки була непокрита, волосся зачесане назад і перев’язане стрічками, але старша жінка обгорнула голову шматком тканини. Може, це те, чого він хоче, подумалося мені. Може, це те, що жінки – не служниці, але й не пані – носять на голові.


Купить книжку в Yakaboo