В эту подборку вошли книги, для прочтения которых понадобится немалый читательский опыт. Ведь иметь дело придется с открытиями, которые без базового грунта рискуют остаться непонятыми.
«Постріл на сходах. Детектив 20-х років»
Для тех, кто до сих пор считает, что классическая украинская литература — это преимущественно социально-бытовые очерки из жизни страдающего крестьянства, эта книга станет небольшим открытием. Антология украинского детектива 1920-х годов — очередное жанровое доказательство того, что в начале XX века украинские авторы шагали синхронно с европейскими писателями. В этом издании собраны повести Дмитрия Бузько, Гео Шкурупия, Юрия Смолича и Юрия Шовкопляса. В «Пострілі на сходах» есть не только стандартные приемы детективного жанра — криминал, убийства, кражи, шпионаж — но и элементы любовной драмы (ревность, незаконные аборты) и научной фантастики (эксплуатация людей-роботов).
Роман одного из самых титулованных современных писателей США оставляет долгое послевкусие. Текст, щедро замешанный на аллюзиях и рефлексиях, похож на американский панкейк, где в роли «блинчиков» выступают непростые человеческие судьбы. Две извечные темы литературы – танатос и эрос – у Филиппа Рота доведены до совершенства. «Людское клеймо» – книга для тех, кто любит психологизм в литературе, но не в виде беспредметных авторских абстракций, а завернутый в мастерски закрученный сюжет. Читателю предстоит угадать тайну жизни обвиненного в расизме профессора литературы.
«Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», Ирвин Ялом
«Первооткрыватель жанра психотерапевтической литературы», как нарекли Ялома критики, в своей знаменитой книге не побоялся взяться за анализ фундаментального человеческого страха – страха смерти. Профессор психиатрии Стэнфордского университета утверждает, что до него этой темой предметно занимался разве что древнегреческий философ Эпикур, раскрыв ее в своем учение о достижении состояния безмятежности. В своей работе Ялом пишет о том, как распознать страх смерти, взглянуть ему в лицо и преодолеть его. Хотя книга посвящена теме смерти, написана она достаточно живо, что помогает легко «усвоить» идеи автора, которые к тому же иллюстрированы реальными случаями из его практики.
«Імперія», Ришард Капусцінський
Рышард Капущинский — «патриарх» польской репортажистики. Его стилю пытаются подражать многие современные авторы Польши. Книги Капущинского находятся на грани нон-фикшн и художественной литературы, сочетая литературный талант с журналистской наблюдательностью. Его «Імперію» стоит прочитать любому постсоветскому человеку, поскольку этот огромный репортаж о СССР показывает всю сущность тоталитарной действительности. «Империя зла» предстает у польского автора как что-то очень реальное и одновременно призрачное в своей фаталистичности. Капущинский описывает жизнь в Стране Советов без лишнего пафоса и дидактизма, фиксируя страшную логику тоталитаризма в простых, даже приземленных вещах.
Прочитав эту книгу, наконец-то понимаешь странную формулировку про «галлюцинаторный реализм», за который китайский писатель получил в 2012 году Нобелевскую премию по литературе. Стиль Мо Яня настолько удивителен для читателя, привыкшего мыслить как среднестатистический европеец, что латиноамериканский «магический реализм» после прочтения автора из Поднебесной кажется чем-то вполне привычным. «Страна вина» – это не просто хлесткая сатира на современное китайское общество, это прекрасная стилистическая работа, интеллектуальный ребус, на вершине которого восседает нарочито грубая приманка – приготовленный в масле младенец для гурманов из партийной элиты.
Наталья Петринская
12 thoughts on “Украинский детектив и интеллектуальный ребус из Поднебесной. 5 книг для искушенного читателя”