«ЧЧ: Читать. Четверг» с Дмитрием Бунецким: о Толкиене, Мартине и Куке

Недавно один православный священник, сидящий на ФБ, написал длинный пост, в котором сравнивал «Властелин колец» Толкиена и «Игру престолов» Джорджа «Я убью даже тех персонажей, которых не показал вам» Мартина. Основная мысль была следующей: Толкиен был достаточно целомудрен в своем произведении, в то время как Мартин (и телевизионщики, снимающие сериал) делают огромный упор на обнаженку, даже если сюжетно она ничем не подкреплена.

Я начал было отвечать, что, мол, воу-воу, это чисто жанровая тема, Мартин — типичный представитель «второй волны» в фэнтези, а там секс с насилием часто превалируют не то что над сюжетом, а над смыслом в целом. А потом решил написать это в очередном «ЧЧ».

Пишу.

Сначала были разнообразные творения о драконах, рыцарях и прочих волшебниках, написанные отвратительным языком и потому справедливо забытые сейчас. Потом появился Джон Роналд Руэл Толкиен и создал все, что сейчас называется «эпическим фэнтези». Естественно, он стал настолько популярен, что все остальные авторы (кроме тех, кому больше понравился Говард с «Конаном») решили писать так же, как мэтр. Что привело к полному фиаско фэнтези как жанра — к началу 80-х оно умерло, погребенное под тысячами тысяч ужасных поделок.

И тут появились люди, которые сказали: хватит. Хватит этих нежностей и соплей. В прошлом было достаточно много жестких моментов (нормальные исторические романы это, в принципе, доказывают), миры фэнтези ничем не хуже реальности. Так началась Вторая Эпоха и появился жанр «дарк фэнтези», который был реалистичным, жестким, с матами, сексом и вообще.

На сегодняшний день, собственно, история повторяется. За исключением пары-тройки талантов (вроде Джо Аберкромби и Марка Ротфусса) остальные «дарки», включая Мартина, унылы настолько, что в качестве сюжетных ходов реально используют межрасовый секс. Потому появилась Третья Волна, представители которой заявили: к черту условности, у нас тут будет политика, ЛСД и упор на психопатов. Это так называемые «новые странные» — и яркие их представители (которые в моих обзорах появляются частенько) — Чайна Мьевилль и Джефф Вандермеер.

Собственно, сейчас вы задаетесь вопросом: зачем я это все читаю?

Просто для того, чтобы заценить, какую работу проделал парень, которого я вам посоветую: он был одним из тех титанов, что создали «дарк фэнтези» и сделали это настолько стильно, что ныне и присно и во веки веков вряд ли найдется кто-то, кто сможет его обскакать.

И речь идет о человеке по имени Глен Кук.

Да-да, тот самый, который «Черный отряд» и «Приключения Гаррета». И если отряд в какой-то момент начинает выбешивать (там есть боец по имени Масло, представляете?), то «Гаррет», который и чернейшее фэнтези, и нуарнейший детектив и вообще чтиво, что надо, держит до упора.

Главным образом потому, что сам Гаррет — весьма свойский парень. Который и «последний рыцарь в потертых доспехах» и вино считает пропавшим виноградным соком, предпочитая ему пиво. И проблемы он решает весьма по-умному. И друзей выбирает отличных — темного эльфа-полукровку, решалу, игромана и убийцу Морли Дотса; мертвяка-логхира по имени Покойник и прочих прекрасных личностей вроде Плоскомордого Тарпа.

А еще Кука вообще не парит ваше мнение по поводу его персонажей. Их могут звать, как угодно, они могут творить, что угодно, все это совершенно не дружит с логикой и не сочетается с физикой и плюет в лицо морали. Но это — крутейшие произведения с крутейшими героями, в которые влетаешь сразу, а потом сидишь до утра с книгой в руках и думаешь, как бы отмазаться от работы, чтобы успеть прочесть еще один роман.

О заслугах перед жанром я уже написал выше. Он один из немногих, кто забил на поклонение Его Святейшеству Толкиена и создал свое, породил кучу подражателей и теперь, вероятно, посмеивается, высмеивая в своих книгах многие-многие вещи, которые вы видите, знаете и любите. За то и сам любим.

Читайте всегда.

Источник: Facebook Дмитрия Бунецкого 

(Visited 178 times, 1 visits today)