«ЧЧ: Читать. Четверг» с Дмитрием Бунецким

 

Вероятно, вы уже знаете, как я люблю «новых странных». Это такое чудное движение в фэнтези, которое плюнуло на рамки жанра, превратило волшебную сказку в политические манифесты и галлюцинации, смешало все доступные жанры и остро приправило аллюзиями на классику вроде Франца Кафки и прочих Мервинов Пиков. В основном, конечно, из-за Чайны Мьевиля. И Джеффа Вандермеера. И прочих не столь известных писателей.


А одним из величайших открытий прошлого года для меня стал Джонатан Барнс, который написал условно связанную дилогию «Сомнабулист» и «Люди-домино», в которой раздавил городское фэнтези.

И вот теперь у нас новый герой, издевающийся над жанрами, стилями и самой структурой повествования.
Прошу любить и жаловать, Джонатан Ховард и его неподражаемый Йоханнес (он же — Иоганн) Кабал. Который и некромант, и детектив, и сомнабулист и еще много кто.

Пока, к сожалению, перевели только первую часть — «Йоханнес Кабал. Некромант». Сделали это добрые люди, никак не связанные с издательским бизнесом: похоже, устали ждать, когда кто-то обратит внимание на этот чертов бестселлер.
Основная тема здесь — сделка с дьяволом. Они бывали разные. От «Фауста» Гете до «Корпорации М.И.Ф» Асприна, который и вовсе превратил таинство в базарные торги.

Ховард не стал экспериментировать. Сделка тут самая что ни на есть стандартная. Йоханнес Кабал передал свою душу Сатане взамен на «познание жизни после смерти», в результате чего стал некромантом. Но это все — за пределами текста. Наша история начинается в тот момент, когда Кабал появляется в Аду и предлагает князю тьмы новую сделку.

В результате он оказывается счастливым обладателем адской Ярмарки Раздора, наполненной свежевоскрешенными демоническими созданиями, зомби и прочей нечистью. И соглашения, согласно которому спустя год Кабал обязуется предоставить Сатане сотню свеженьких душ. Взамен (если успеет) он получит собственную. Казалось бы, что тут такого?

И тут Ховард начинает играть с повествованием. То, что начинается как классическая история в стиле Терри Пратчетта превращается сначала в изящный стеб над Лавкрафтом и прочими классиками, а затем и вовсе заставляет дрожать от напряжения. Юмор уступает место серьезным размышлениям, абсурд сменяется ужасом. Персонажи обретают жизнь и ты уже не понимаешь, за кого болеть.

«Йоханнес Кабал» прошелся по условному жанру «сделка с дьяволом в условиях гротескного мира» паровым катком. И подлил масла в отношения «магия-наука» с изяществом Индианы Джонса. И за это все мы должны сказать Ховарду спасибо. Ховарду, Барнсу, Мьевиллю и прочим разрушителям жанровых стереотипов.
Читайте всегда.

Источник: Facebook Дмитрия Бунецкого 

Ксеня Різник
Редакторка blog.yakaboo.ua, блогерка в Етажерка. 10 років пишу про книжки (OpenStudy, газета День, gazeta.ua, MediaOsvita, власний блог та блог Yakaboo). Природний для мене стан: читати, розповідати та писати про книжки. Трішки схиблена на сучасній британській літературі, шпигую за лауреатами усіляких премій, найкращих додаю у список "читати негайно"). У вільний від книжок час знайомлюсь із птахами, марную фарби та олівці.
http://ksenyak.wordpress.com

10 thoughts on “«ЧЧ: Читать. Четверг» с Дмитрием Бунецким

    Добавить комментарий