Говорят, чтение должно быть разнообразным, поэтому время от времени стоит менять свои устоявшиеся читательские предпочтения. Несмотря на это утверждение, я решила временно сменить популярную беллетристику, которая преобладает в моих читательских симпатиях, на захватывающий нон-фикшн.
К моему большому удивлению, просмотрев свои имеющиеся книжные запасы, я обнаружила, что у меня более десятка непрочитанных книг на художественную тематику, среди которых есть даже одна на украинском языке. Этой единственной и неповторимой (а именно так оно и есть) книгой, на которой остановился мой выбор, оказалась монография Виты Сусак «Украинские художники Парижа. 1900-1939», которая в 2010 году была издана издательством« Родовид» при поддержке гранда издательского дела« А-ба-ба-га-ла-ма-ги »на трех языках (украинский, английский и французский).
«Украинские художники Парижа. 1900-1939»— первая основательная работа, исследующая участие украинских художников в Парижской школе (École de Paris). Она поражает своей масштабностью и сложностью выбранной тематики, ведь установить украинскую идентичность художника начала 20 века, который не позиционировал себя как украинец, временами было очень трудно. Остается только удивляться, с какой настойчивостью в течение нескольких лет Вита Сусак работала над этой чрезвычайно интересной и нелегкой работой, определяя среди огромного количества художников-иностранцев, работавших в Париже 1900-1939-х гг., именно выходцев из Украины. Архипенко, Бойчук, Маневич, Баранов-Россини, Глущенко, Хмелюк, Грищенко — эти и многие другие имена творили историю украинского искусства в Париже в начале 20 века.
Разнообразное и многонациональное искусство Парижа прошлого века, по-моему, это самый удивительный период в мировом искусстве. Ведь тогдашний «Париж позволял рисовать — как хочется, общаться — с кем интересно, жить — как нравится. Именно свобода выбора и ее честь составляли привлекательную особенность этого города». «Большинство из тех, кто приехал в Париж с надеждой покорить художественную столицу, довольно быстро вынуждены были сами подчиняться ее законам и посредственным вкусам парижской публики, которая дозировано и осторожно воспринимала эксперименты, зато широко потребляла вчерашние нововведения».
Читать: Топ-5 книг о частных художественных коллекциях
Париж, этот «притягательный символ эпохи», манил к себе среди других и украинских художников, которые стремились того же (славы и денег), что и их коллеги из всех уголков Европы. Так большое количество талантливых украинцев, поддавшись волне художественной миграции, оказались в городе возможностей. Кто-то подвергся воздействию выдающихся тогдашних художников, другие же наоборот хотели поразить всех своей индивидуально-неповторимой художественной манерой, в частности Евгений Архипенко, который изобрел более 20 революционных нововведений в скульптуре, и Михаил Бойчук, не поддавшись новым веяниям, вернулся к древним традициям и создал «школу восстановления византийского искусства». Конечно, среди украинских эмигрантов были как успешные, так и печальные судьбы: одни нашли себя в Париже, другие, воспользовавшись уроками парижской школы, вернулись домой и пытались сохранить себя, как свободные художники, несмотря на давление со стороны советской идеологии, а были и такие, которые остались навсегда неизвестными, так называемыми «художники второго плана», не отличившимся ничем особенным.
На страницах монографии «Украинские художники Парижа. 1900-1939» я встретила много необычного и обычного, интересного и грустного. Под одной обложкой «собрались» известные и неизвестные художественные имена, «новые» и «старые» художественные направления в искусстве, парижские кафе, салоны и выставки, привередливые денежные маршаны (покупцы картин), украинские евреи и художественные группировки украинцев. Я поняла наконец загадочное до сих пор для меня значение митрополита Андрея Шептицкого в поддержке украинского искусства, узнала среди всего прочего и об украинском вкладе в общую теорию и практику цвета в живописи и деятельность украинской общины в Париже. В книге собрано очень много фотографий и репродукций. Кроме того, исследовательница в своей работе охватывает не только художественную сторону жизни своих земляков, но и пытается отразить многообразие видов деятельности украинских художников, то есть все то, чем жили и работали украинские художники Парижа 1900-1939 гг., пытаясь адаптироваться во французской художественной среде и заработать себе на хлеб. Ведь среди них были и успешные декораторы, отделочники декоративной посуды, оформители рекламы и афиш, иллюстраторы и др.
Именно такого солидного формата, убедительного качества (мелованная бумага — твердая обложка) и отличного оформления, те свойства, которыми характеризуется монография Виты Сусак, по моему глубокому убеждению, должны быть книги об искусстве. А цена это уже, пожалуй, второстепенное, ведь такие книги выходят небольшими тиражами для настоящих ценителей, которые готовы отдать кругленькую сумму за стоимостную книгу. Очень легко написано и доступно, что я и люблю в нон-фикшен. Рассчитана как на массового читателя, так и на искусствоведов и коллекционеров.
Марьяна Глинка
14 thoughts on “«Украинский» Париж начала XX века”