Признаюсь искренне, всегда стараюсь избегать страшных книг — не покупаю их принципиально, не люблю бояться. «Лахмітника» Алексея Жупанского купила на прошлогоднем Форуме издателей из любопытства: интересно все-таки, о чем пишет в своих книгах директор любимого издательства. Долго я откладывала эту книгу на потом — не хотелось негатива, и страшновато было, ведь я не знала о чем идет речь в книге: а может это еще один ужастик, после которого ночью страшно в комнате свет выключить ?! На такую мысль меня наталкивала обложка книги. Но наконец я сдалась, прочитала и скажу, что это действительно сильно!
Алексей Жупанский в основном известен читателям, как издатель и директор Издательства Жупанского, которое уже много лет радует украинских читателей прогрессивными переводами лучших произведений мировой литературы. Однако одновременно он еще и писатель и переводчик (английский, индонезийский языки). Творчество Алексея Жупанского достаточно разнообразное: в нем можно найти, как романы, так и повести, рассказы, переводы. Жаль только, что они неизвестны широкому кругу читателей.
История о старьевщике, подростке-аутсайдере, который патологически боялся жизни, несущей ему отовсюду множество опасностей, чем-то мне напомнила «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Нет, не сюжетом, а глубиной раскрытия внутреннего мира человека-неудачника, который был отброшен на обочину общественной жизни через ее инаковость. Я была поражена способностью Алексея Жупанского проникать в самые сокровенные уголки сознания. Поверьте, так сможет не каждый!
События в книге происходят в мрачные 90-е. Читатель сталкивается со всей серостью и безнадежностью того времени, в том числе с толпами наркоманов вокруг круглосуточных «ларьков», базарами с модным турецким тряпьем соответствующего качества и оригинальности, огромными брошенными «недостройками», символами, без которых трудно представить себе то время. Старьевщик одинокий очкарик, ярый последователь Ницше, охваченный всепоглощающей паранойей постоянной вездесущей опасности. Это и неудивительно, ведь в школе из-за избыточного веса его называют «жиртестом», «жироточиной» или «шариком» и пытаются при любой возможности жестоко поиздеваться из этого беззащитного чудака.
Старьевщик обожает читать книги, но и они со временем теряют свою магию и не могут выхватить в нужный момент его из реальности. Но однажды он неожиданно встречает настоящее тайное место, где ничего не меняется, потому что время там стоит на месте, и где можно найти желанный покой, к которому он так стремился в своей жизни. Однако за все в жизни надо платить и за пребывание в этом идиллическом уголке тоже. Но что делать, если эта плата требует не просто жертв, а кровавых жертв? Сможет ли отказаться Старьевщик от своего сокровенного места? Победит ли он свой панический страх перед жизнью? Самому сделать это слишком сложно! Возможно, об этом стоит спросить у невозмутимо-экстраординарного прорицателя со странным именем, Химический Владлен, который наверняка сможет помочь старьевщику в его борьбе с окружающим миром. Известно же: что все, что нас не убивает, делает нас сильнее! (О Химическом Владлене это отдельная история, заслуживающая особого внимания)))
Предельно искренне, очень правдиво, очень реалистично на фоне несколько искаженной реальности, как необходимой составляющей любого шизофренического мировосприятия, и необратимых процессов поиска себя и роста личности. Это история о страхе и одиночестве, на которую обрекает равнодушное общество своих аутсайдеров, а также о дружбе, на которую только может отважится обездоленное сердце.
Не буду скрывать, «Лахмітник» Жупанского стал для меня неожиданностью, ведь я от этого романа не ожидала такой силы и наполнения. Нединамичный, однако напряженный сюжет поразил меня своей глубиной и интимностью. Автор постепенно подводит читателя к той грани, где кончается страх и начинается действия, где ненависть уничтожает все привитые человеку с рождения ценности, и где можно полагаться только на себя и больше никого. Наверное именно поэтому в «старьевщика» нет счастливых лиц, ведь главному герою неизвестно чувство счастья. Алексей Жупанский очень тщательно выписал внутренний мир подростка-социопата, среда, в которой он находится, со всей красотой современного молодежного сленга, его побег в себя и преодоление своего страха перед другими.
Я могу еще долго расхваливать Жупанского. Потому что книга по-настоящему меня поразила своей жестокой правдой, однако скажу только, что Жупанский — это классно! И тем, кто его не читал стоит еще убедиться в этом)))
-Ти знаєш казку про лахмітника?
-Ні, щось я не чув такої казки. Про що там?
-Казка про те, як лахмітник із здоровенним мішком ходить світом і збирає зіпсовані, побиті міллю душі, які вже давно пора викинути на смітник. Його мішок дуже великий і туди може поміститися багато душ. Він поночі входить у місто, і тоді городяни зачиняють двері на всі засуви і замки, щільно запинають вікна, а самі з головою залазять під ковдру і перечікують, поки він не піде. А лахмітник не йде, допоки не знайде у місті бодай одну зіпсовану прогнилу душу.
-А чого ж вони тоді всі його так бояться, якщо він збирає лише зіпсовані і нікому не потрібні душі?
-Та тому, що ніхто не знає, яка у нього душа – зіпсована чи ні. От і ховаються про всяк випадок.
-А навіщо йому ті душі? Що він робить із купою зіпсованих душ?
-Якраз оце я й забула. Пам’ятаю лише, що коли він назбирає їх стільки, скільки треба, то тоді щось станеться, а що саме має статися – не пам’ятаю…
-Ну і чим все закінчується? Я маю на увазі казку про лахмітника.
-А вона не закінчується, у цієї казки немає кінця…
Марьяна Глинка
139 thoughts on “Страха нет только там, где его не боятся”