Некогда чтение было довольно популярным хобби (иногда практически единственным доступным хобби). Сейчас чтение во многом является необходимостью – для предпринимателей, стартаперов, топ-менеджеров. Если вы часто читаете бизнес-литературу, то эта статья поможет вам «выжать» из книги больше и при этом меньше забивать мозг ненужной информацией.
После прочтения сотен книг я сформулировал рекомендации, которые учитывают оптимальные затраты временных ресурсов и умственных усилий читателя. Вот они.
- Определите ваши ожидания от книги.
Деловые книги бывают весьма разные. Как вы, наверное, уже убедились на собственном опыте, далеко не все из них действительно чему-то учат или явно дают полезные знания. Многие деловые книги стимулируют мышление или на время расширяют сознание и меняют ваше состояние.
Итак, если вы нацелились на книгу «Как научиться писать коммерческое предложение», то вы определенно хотите чему-то научиться – это и будут ваши ожидания. А вот если перед вами, скажем, биография Стива Джобса, то стоит рассчитывать, что она сможет «протолкнуть» сложное решение, которое вам не удается принять в течение длительного времени. Или поможет обдумать стратегию, проработать видение проекта.
- Сформулируйте вопросы.
Мне очень часто приходилось прочитывать книги быстро. И опыт показывает, что читать книгу без вопросов к ней может быть очень утомительно. Так можно читать «Поющие в терновнике» или Кастанеду, но к деловым книгам стоит формулировать вопросы.
Чтение = поиск ответов на ваши вопросы. Помимо прочего, такой подход делает возможным скорочтение. Вот как это работает. Допустим, перед вами книга «Ключевые цифры. Как заработать больше, используя те данные, которые у вас уже есть». Сходу возникают вопросы:
- А за счет чего я вообще смогу заработать больше: старта новых проектов, удержания клиентов, привлечения новых… за счет чего?
- О каких данных идет речь?
- Эта книга о KPI? (раз уж называется «Ключевые цифры»). Если да, то о каких?
Ну и так далее. За вопросами не нужно далеко ходить – оглавления и информации с обложки обычно более чем достаточно.
- Не читайте, а ищите ответы на вопросы.
Вот мы подошли к самому главному откровению. Книгу можно не читать, а искать ответы на вопросы.
И что в этом подходе нового? Ведь все равно книгу придется читать, чтобы что-то в ней найти. Не совсем.
Во-первых, вы можете листать ее вдоль и поперек. Последовательность изложения уже не имеет большого значения. Во-вторых, приобретают сверхважность заголовки, ведь именно по ним можно быстро определить смысл главы или абзаца. А в третьих, вы уже не читаете, а исследуете, находите, и, фактически, уже работаете с книгой.
- Долистайте книгу до конца.
То, что автор решил расположить главы именно в таком порядке, совсем не значит, что вы не можете сразу заглянуть в конец книги. Именно там может скрываться самое интересное.
Учитывая, что мы часто не дочитываем до конца, окончание книги может остаться совсем без нашего внимания. Поэтому сразу листайте до последних глав и смотрите, о чем там идет речь.
Вообще читать книгу наискосок, задом наперед или в хаотичной последовательности может быть очень весело и эффективно. Пусть «икается» нашим учителям литературы 🙂
- Жизнь коротка. И надо уметь…
«…бросать плохую книгу». Жванецкий (с)
Да, вы не должны дочитывать плохую книгу, купленную за ваши же деньги. А многие книги лучше бы и остались неизданными или непереведенными.
Я встречался с человеком, который покупал пачку книг и тут же их листал. Большую часть выбрасывал, остальные же оставлял почитать.
Это правильный подход. Книга, может, и друг человека, но не всегда именно ваш друг.
- Узнайте больше об авторе.
Это в том случае, если книга вас «зацепила». Кто автор, откуда он родом и почему вдруг решил написать книгу – эта информация часто расширяет вашу перспективу и понимание происходящего. Ну и какая-то связь начинает чувствоваться с человеком по ту сторону обложки.
7 . Почитайте отзывы на Amazon.
Если ваш уровень знания английского позволяет, и книга переводная, то отправляйтесь на Amazon.com. Отзывы очень быстро помогут вам вычленить главную мысль книги, сформулировать вопросы или же принять решение эту книгу отложить.
Amazon вырос на отзывах и обзорах, так давайте же будем этим пользоваться!
Безусловно, отзывы лучше читать до покупки книги, но, как вы поняли, многие вещи рекомендуется делать наоборот 🙂
Антон Ермоленко, профессиональный читатель деловых книг, с 2010 по 2013 — сооснователь и директор по развитию интернет-магазина kniga.biz.ua, сейчас — руководитель маркетплейса по продаже женской одежды Шафа
16 thoughts on “Семь рекомендаций по чтению бизнес-книг”