Семь рекомендаций по чтению бизнес-книг

Фото: Pixabay

Некогда чтение было довольно популярным хобби (иногда практически единственным доступным хобби). Сейчас чтение во многом является необходимостью – для предпринимателей, стартаперов, топ-менеджеров.  Если вы часто читаете бизнес-литературу, то эта статья поможет вам «выжать» из книги больше и при этом  меньше забивать мозг ненужной информацией.

После прочтения сотен книг я сформулировал рекомендации, которые учитывают оптимальные затраты временных ресурсов и умственных усилий читателя. Вот они.

  1. Определите ваши ожидания от книги.

Деловые книги бывают весьма разные. Как вы, наверное, уже убедились на собственном опыте, далеко не все из них действительно чему-то учат или явно дают полезные знания.  Многие деловые книги стимулируют мышление или на время расширяют сознание и меняют ваше состояние.

Итак, если вы нацелились на книгу «Как научиться писать коммерческое предложение», то вы определенно хотите чему-то научиться – это и будут ваши ожидания. А вот если перед вами, скажем, биография Стива Джобса, то стоит рассчитывать, что она сможет «протолкнуть» сложное решение, которое вам не удается принять в течение длительного времени. Или поможет обдумать стратегию, проработать видение проекта.

  1. Сформулируйте вопросы.

Мне очень часто приходилось прочитывать книги быстро. И опыт показывает, что читать книгу без вопросов к ней может быть очень утомительно. Так можно читать «Поющие в терновнике» или Кастанеду, но к деловым книгам стоит формулировать вопросы.

Чтение = поиск ответов на ваши вопросы. Помимо прочего, такой подход делает возможным скорочтение. Вот как это работает. Допустим, перед вами книга «Ключевые цифры. Как заработать больше, используя те данные, которые у вас уже есть». Сходу возникают вопросы:

  • А за счет чего я вообще смогу заработать больше: старта новых проектов, удержания клиентов, привлечения новых… за счет чего?
  • О каких данных идет речь?
  • Эта книга о KPI? (раз уж называется «Ключевые цифры»). Если да, то о каких?

Ну и так далее. За вопросами не нужно далеко ходить – оглавления и информации с обложки обычно более чем достаточно.

  1. Не читайте, а ищите ответы на вопросы.

Вот мы подошли к самому главному откровению. Книгу можно не читать, а искать ответы на вопросы.

И что в этом подходе нового? Ведь все равно книгу придется читать, чтобы что-то в ней найти. Не совсем.

Во-первых, вы можете листать ее вдоль и поперек. Последовательность изложения уже не имеет большого значения. Во-вторых, приобретают сверхважность заголовки, ведь именно по ним можно быстро определить смысл главы или абзаца. А в третьих, вы уже не читаете, а исследуете, находите, и, фактически, уже работаете с книгой.

  1. Долистайте книгу до конца.

То, что автор решил расположить главы именно в таком порядке, совсем не значит, что вы не можете сразу заглянуть в конец книги.  Именно там может скрываться самое интересное.

Учитывая, что мы часто не дочитываем до конца, окончание книги может остаться совсем без нашего внимания.  Поэтому сразу листайте до последних глав и смотрите, о чем там идет речь.

Вообще читать книгу наискосок, задом наперед или в хаотичной последовательности может быть очень весело и эффективно. Пусть «икается» нашим учителям литературы 🙂

  1. Жизнь коротка. И надо уметь…

«…бросать плохую книгу». Жванецкий (с)

Да, вы не должны дочитывать плохую книгу, купленную за ваши же деньги. А многие книги лучше бы и остались неизданными или непереведенными.

Я встречался с человеком, который покупал пачку книг и  тут же их листал. Большую часть выбрасывал, остальные же оставлял почитать.

Это правильный подход. Книга, может, и друг человека, но не всегда именно ваш друг.

  1. Узнайте больше об авторе.

Это в том случае, если книга вас «зацепила». Кто автор, откуда он родом и почему вдруг решил написать книгу – эта информация часто расширяет вашу перспективу и понимание происходящего. Ну и какая-то связь начинает чувствоваться с человеком по ту сторону обложки.

7 . Почитайте отзывы на Amazon.

Если ваш уровень знания английского позволяет, и книга переводная, то отправляйтесь на Amazon.com. Отзывы очень быстро помогут вам вычленить главную мысль книги, сформулировать вопросы или же принять решение эту книгу отложить.

Amazon вырос на отзывах и обзорах, так давайте же будем этим пользоваться!

Безусловно, отзывы лучше читать до покупки книги, но, как вы поняли, многие вещи рекомендуется делать наоборот 🙂

Антон Ермоленко, профессиональный читатель деловых книг, с 2010 по 2013 — сооснователь и директор по развитию интернет-магазина kniga.biz.ua, сейчас — руководитель маркетплейса по продаже женской одежды Шафа

16 thoughts on “Семь рекомендаций по чтению бизнес-книг

    Добавить комментарий