Как обстоят дела с цензурой в книгоиздании России. Рассказывает главред издательства Corpus Варвара Горностаева

Как обстоят дела с цензурой в книгоиздании России. Рассказывает главред издательства Corpus Варвара Горностаева

Главный редактор российского издательства Corpus Варвара Горностаева считает самоцензуру в книгоиздании более страшной, чем собственно цензуру.

Yakaboo.ua в рамках XXII Форума издателей провел круглый стол на тему “Цензура и пропаганда. Книгоиздание во времена политических потрясений” и представляет самые интересные высказывания российской гостьи, прозвучавшие во время обсуждения.

«Когда мы говорим пропаганда, мы имеем в виду российскую пропаганду в целом. На такие вещи, которые творились в последнее время, книгоиздатели моментально реагируют. У нас море книг антиукраинской направленности. Магазины такую литературу прекрасно выставляют на свои полки. Я не припомню ситуации, когда издатель издал бы книгу документальную или художественную, не то чтобы проукраинскую, а просто достоверную».

«Я сейчас собираюсь издать книгу не про текущие события, а про историю Украины, написанную гарвардским профессором-историком Сергеем Плохием, и с нетерпением жду, что будет. Потому что сам факт, что издательство издает книгу на украинскую тему спокойную, историческую, выверенную, я точно знаю, что что-то будет не так».

«Я бы хотела издать книгу Сергея Лойко “Аэропорт”. Сейчас веду переговоры с автором, агентом на эту тему. И в голове уже представляю, на каком этапе все начнется: до типографии, после типографии, магазины не возьмут…»

«Цензуры как таковой у нас нет — по конституции это наказуемое деяние. Есть такая вещь как самоцензура, она пронизала абсолютно все слои общества. Издатель, прежде чем взяться за книжку, уже знает, что с этой книгой будет, подсчитывает потери. Первыми на оcтрые книги, проекты реагируют магазины. У нас создался монолитный пропагандистский фронт: Украина, американцы, Европа. Это такой шар, где Украина только один из элементов».

«То, что происходило с нами, это комическая ситуация. Когда в России праздновали 70-летие Победы, антифашистский комикс “Маус” был изъят с полок магазинов. Но кое-кто из них продавал его из-под полы. Это боязнь директора магазина или товароведа. Ему никто не указывал сверху. Просто он что-то такое слышал, что Роскомнадзор выпустил, но он даже не прочитал закон. Он просто все это убрал из своего магазина — все, что может поставить в неудобное положение, на всякий случай. Точно так же реагируют издатели, СМИ, все. Все, кто не имеет четкой жизненной позиции касательно того, что сейчас происходит. Тема самоцензуры самая неприятная, которая сейчас есть. Государство издало несколько законов, они просты и понятны, и нет никаких сложностей, чтобы существовать в этих рамках. Но эти законы рождают в умах людей столько страхов, опасений, что они трансформируются в такой барьер».

«Отдельная проблема касается детских издательств. Просветительские книги детские, которые посвящены острым темам — отношения с родителями, секс, наркотики, нацизм — на них автоматически ставится маркировка более старшего возраста, а не того, на который они рассчитаны. Они автоматически уходят с полок».

«Человек должен иметь свободу выражения своей позиции, мысли. Частный издатель имеет право выбирать, магазин выбирает, писатель выбирает, о чем ему писать. И граждане тоже должны иметь право выбирать, что им читать или не читать. И не имеет значения Россия ли, Украина — любые запретительные списки, исходящие от государства, неправильные и губительные. Человек волен сам разбираться со своей позицией, своей судьбой, с тем, что он объясняет своим детям, в рамках закона. В военные времена все иначе, конечно же… Я бы не делала запретительных списков, даже с “Майн кампф” Гитлера, — пусть люди сами разбираются. Запрет книг — это очень странная вещь».

«Издатель — это человек, у которого есть какая-то миссия. Если ты занимаешься книгами, то это не куриные окорочка, не только бизнес, ты движешь какие-то стремления, это просветительская работа. Хотя во всем мире мало таких издателей, которые совмещают бизнес и направление для деятельности».

«Corpus — это своего рода семья, мы тщательно выбираем людей. И сейчас мы ловим себя на том, что в нынешнее время, сложное, трагическое во многом, мы стараемся успеть выпустить как можно больше книг, которые помогли бы кому-то с чем-то разобраться, напомнить о том, что было. Мы мобилизуемся и стараемся не печатать сейчас каких-то необязательных книжек».

Напомним, 11 сентября 2015 года в рамках XXII Форума издателей при организации Yakaboo.ua состоялся круглый стол на тему: “Цензура и пропаганда. Книгоиздание во времена политических потрясений”. Участие в обсуждении приняли главный редактор московского издательства Corpus Варвара Горностаева, директор издательства “Фолио” Александр Красовицкий, главный редактор издательства “Клуб семейного досуга” Светлана Скляр и руководитель книжного направления Yakaboo.ua Артем Литвинец. Модерировал встречу известный литературный критик Юрий Володарский.

2 007 thoughts on “Как обстоят дела с цензурой в книгоиздании России. Рассказывает главред издательства Corpus Варвара Горностаева

    Добавить комментарий