Хрестоматийной фразой Толстого о том, что «все смешалось в доме Облонских» можно было бы начать любой роман в жанре мэшап. Сам термин является англицизмом и означает «смешивание». Если оперировать литературоведческими понятиями, то мэшап — это явление постпостмодернизма, ведь авторы, которые творят в этом жанре, не намекают на определенное произведение через аллюзии или косвенные цитаты, а, взяв за основу классическое литературное произведение, напрямую комбинируют его с элементами современной поп-культуры : зомби, вампирами и другими фантастическими существами.
А как же понятие копирайта, спросит современный читатель. Романы в жанре мэшап формально не нарушают авторские права классиков, ведь второй автор не вмешивается в оригинальный текст, а лишь дописывает некоторые эпизоды. Таким образом из старого рождается новое, под новым названием, и, конечно, под двойным авторством. Возможно, авторы классических произведений возражали бы против такого литературного соседства, но поскольку они уже давно отошли в мир иной, уже никто не узнает, что они думают о том, что на страницах их текстов поселились зомби.
Самым ярким примером романа в жанре мэшап стала книга “Гордість і упередження і зомбі”, которая недавно вышла на украинском языке в издательстве «Основы». В известный роман британской писательницы Джейн Остин вошли совершенно новые эпизоды, которые дописал автор из Лос-Анджелеса Сет Грэм-Смит (соотношение 85% к 15% в пользу британки). «Всем известна истина, что зомби, не лишенный мозгов, всегда стремится получить еще больше мозгов». Такое начало имеет компиляция изысканного британского романа и трешовой эстетики из мира зомби-хоррора и восточных единоборств. Словом, оксмюрон чистой воды. В этом сочетании несочетаемого, собственно, и кроется популярность книг в жанре мэшап. «Исполненный романтики, сердечных мук, столкновений, каннибализма и тысяч трупов на разных стадиях распада, роман «Гордость и предубеждение и зомби» превращает шедевр мировой литературы во что-то, что вам действительно захочется прочитать» — призывает аннотация к книге Остин и Грэма-Смита. И в воображении сразу возникает нечто гораздо крепче, а главное прикольнее, чем большинство книг, которые относятся к так называемой массовой литературе. Будучи сам по себе несколько вторичным продуктом, роман «Гордость и предубеждение и зомби» родил кучу клонов, однако попытки подражания этому произведению были менее успешны и теперь, вероятно, радуют амбиции самих эпигонов и их друзей. Литературный франкенштейн Остин и Смита в этом году вышел на широкие экраны, собрав довольно смешанные отзывы критиков.
Экранизация еще одного романа Сета Грэма-Смита «Авраам Линкольн: Охотник за вампирами», вышедшая в 2009 году и где продюсерами выступили Тим Бартон и Тимур Бекмамбетов, также была неоднозначно оценена в киношной среде. Правда, это не помешало фильму собрать от проката кассу более $116 млн. Роман Смита о шестнадцатом президенте США также полон сногсшибательных и мистических поворотов сюжета, которые наложены на вполне «степенную» основу — биографию Линкольна и историю войны Севера и Юга. Национальный герой США, освободитель рабов, предстает в мэшап-произведении Смита как искусный, закаленный боец с нечистью, который «крошит» ее в духе кровавых комиксов.
Итак, жанр мэшап можно назвать «жанром одного автора», поэтому просуществует ли он, когда иссякнет фантазия американца Сета Грэма-Смита, прогнозировать трудно. Впрочем, как и любая литература развлекательного жанра, мэшап-роман не претендует на высокие полки или хрестоматийное признание. Главное, что он захватывает и смешит людей, а для нашей мультимедийной эры, до отказа наполненной информационными приманками, даже этого вполне достаточно.
11 thoughts on “Романы в жанре мэшап: что выйдет, если скрестить зомби с британской аристократией”