Маргарита Сурженко: «Вдохновение – это мощный поток энегетики, он не может даваться кому-то просто так»

Маргарита Сурженко — молодая писательница из Луганска. Недавно в «Літературна агенція Discursus» вышла ее вторая книга «Нове життя», которая является попыткой понять украинцев, вынужденных сегодня оставаться на оккупированных территориях.

Маргарита, ваша первая книга – «АТО. Історії зі Сходу на Захід» вышла в прошлом году. Были ли другие издания? Как давно чувствуете себя писательницей?

Сколько себя помню, я всегда писала. В школе это были тетради, которые я исписывала детскими детективами и историями об инопланетянах. В университете писала о любви, позже о семейной жизни. С первого курса работала, потому что мечтала приобрести ноутбук, понимала, что он даст мне возможность быстрее трансформировать свое вдохновение в слова. Я делала единичные попытки издать то, что писала. Посылала два романа на «Коронацию слова», один роман в известное крупное издательство. На самом деле для молодого писателя эти попытки — практически ничто. Вероятно, сейчас для того, чтобы тебя и твою книгу заметили, надо посылать работы на всевозможные конкурсы, во все издательства, которые можешь найти в интернете. И в то же время совершенствовать свое мастерство как писателя, пытаться писать еще лучше, воплощать новые идеи в жизнь. Прошлым летом я решила «бороться» за то, чтобы моя очередная книга не осталась просто файлом Word в компьютере, а была полноценной книгой. Представляла, как буду бегать за редакторами издательств, буду им давать распечатанное произведение, буду повторять это, пока его не опубликуют. Но как только я решила это делать, мне повезло, и почти сразу издательство Discursus согласилось напечатать повесть, бегать ни за кем не пришлось. Мечтала ли я быть писателем с детства? Вероятно, да, хотя до сих пор стесняюсь называть себя писателем. Вероятно, смогу себя так чувствовать, если написание книг станет моим основным видом деятельности, а не просто творчеством, которое приносит удовольствие и в котором я нахожу себя.

с2Ваша книга «Нове життя» — попытка понять людей, которые вынуждены жить на оккупированных территориях. Какой опыт вы получили для себя во время работы над «Новим життям»? Что является самым важным для всего населения Украины сейчас в смысле попытки понять тех, кто остался на оккупированных землях?

Появлению первой книги я обязана вдохновению. Я не анализировала актуальность темы, не изучала, что интересует читателей, а что нет, у меня просто было очень много впечатлений, мыслей, и однажды я села и начала их записывать. Первая книга — это на 70-80% голос музы, вероятно, поэтому она такая эмоциональная. Вторая книга появилась на свет, потому что я чувствовала недосказанность. Вторая книга — это на 70% работа. Это попытка погрузить читателя в быт Луганска, в котором я сама выросла, о котором знаю не понаслышке. Это попытка описать экономические предпосылки войны, объяснить ту среду, в которой существовали жители Донбасса и которая сформировала их взгляды. Если первая книга — книга об исключениях из правил, и она может показаться нереальной, то вторая книга — о типичных обитателях Донбасса. Я надеялась объяснить, что они такие же люди, просто их мировоззрение формировалось под влиянием тех или иных факторов. Хотелось также показать, что в отличие от молодых людей, для которых война могла стать шансом изменить свою жизнь в лучшую сторону, для людей более старшего возраста новая жизнь оказалась гораздо более тяжелым испытанием.

Вы читали книги Светланы Алексиевич, в основе которых именно задокументированы рассказы людей — свидетелей войны в Афганистане, катастрофы на ЧАЭС, падение советского режима? Именно сквозь призму человеческих рассказов вырисовывается срез социальной жизни определенной эпохи. Есть ли у вас желание стать летописцем эпохи? Или в первую очередь ваша цель — помочь украинцам с Запада нашего государства понять проблемы Востока?

Книги Светланы Алексиевич я не читала, но теперь у меня есть желание это сделать. Я даже писательницей себя называю неуверенно, который там летописец? Честно говоря, сейчас я пишу не потому, что надо, а потому что не могу не писать. И почему-то верю, что вдохновение — это мощный поток энергетики, он не может даваться кому-то просто так. Грех не пользоваться своим вдохновением, грех ничего не делать для реализации своей идеи. Вот я и пишу, реализую, делаю свои идеи объемными, заворачиваю их в слова. А насколько это у меня получается объективно, я судить не могу, об этом каждый читатель должен сказать себе сам. Те, кто читал мою вторую книгу, говорили, что действительно будущим поколениям с ней будет легче погрузиться в наш быт и почувствовать его, иметь связь со своим прошлым. Но будет ли это так или о книге скоро забудут, мы увидим лишь через определенное время. Сейчас же я просто делаю то, что мне очень нравится и стараюсь делать это лучше.

с1Каким вы видите ближайшее будущее Украины?

Я оптимистка, поэтому будущее Украины я вижу положительным. Я очень рада тому, что родилась в век глобализации, мне кажется, нам никуда от нее не деться. Человечество стремится к объединению, к взаимодействию, а коррупция, авторитаризм, монополия лишь тормозят этот процесс. Человечество объединяется, ибо вместе нам легче двигать эту планету вперед. Я думаю, что свобода слова и честная рыночная экономика сильнее феодального строя, проявления которого даже сейчас иногда можно наблюдать в Украине. Я очень хотела бы верить в то, что мой сын будет жить в стране, в которой будут решать проблемы ракетостроения, находить лекарства от неизлечимых болезней, открывать альтернативные источники топлива, а не спорить о языке.

Остаются перспективы здесь для молодежи?

Многие мои знакомые говорят об эмиграции, о том, что эта страна никогда не изменится, о коррупции и предательстве. Но не стоит уподобляться тем, кто никак не может утолить жажду своей внутренней жадности. Эмигрировать из страны, за которую отдали жизни украинцы, кто-то остался без ног и рук, возможно, именно это и есть предательство? Я положительно отношусь к тому, чтобы пожить определенное время в другой стране, получить положительный опыт у тех, кому лучше нас удалось построить государство. Я бы хотела пожить в другой стране, была бы не против, если бы мой сын получил образование в Европе, но я бы всегда хотела возвращаться в Украину и чтобы мой дом находился именно здесь.

Продолжите ли вы писать цикл историй с Востока?

Уже есть две книги на эту тему, я думаю, этого вполне достаточно. Я написала первую книгу, когда была переселенкой, была полностью погружена в те проблемы, которые переживают молодые люди, вынужденные покинуть свои дома. Написала продолжение, вдохновившись разговорами с теми, кто остался в Луганске, наблюдая за проблемами знакомых. Но сейчас меня вдохновляют на творчество совсем другие вещи, я уже почти завершала третью книгу и там нет места войне, там есть Киев, страсть и любовь. Эта книга — это как глоток свободы, полет фантазии, где можно не бояться писать и думать, что ты кого-то обидишь и тебя кто-то неправильно поймет.

Разговаривала Анна Лобановская

18 thoughts on “Маргарита Сурженко: «Вдохновение – это мощный поток энегетики, он не может даваться кому-то просто так»

    Добавить комментарий