Малая проза, которой не должно быть мало

Когда недобросовестным студентам надо срочно сдать недоделанный реферат, они увеличивают интервал между строками, поля и шрифты — чтобы текста казалось больше: вдруг никто не заметит? Первое впечатление о книге Екатерины Бабкиной “Щасливі голі люди” , которую Евгений Стасиневич причислил к знаковым сборникам малой прозы последних десяти лет, у меня сложилось неприглядное именно из-за растянутости текстов. Похоже на то, что книгу делали быстро и чтобы издать, не боясь, что такой подход может сработать против автора и издателя, потому что уж насколько маленькие книги, особенно известных авторов, от которых всегда ждешь полной самоотдачи, просто не получается воспринимать серьезно.

А жаль. Поэтому рассказов в сборнике, по моему убеждению, должно быть больше. Иначе это не сборник, а подборка. Желательно, чтобы даже в пределах сборника можно было сравнить тексты по темам, стилям. А так получается, что единственный рассказ, который мне действительно очень понравился — «Костя», — как сиротка в сборнике. И послевкусие только одно — могло быть больше, лучше, но по какой-то причине не произошло. Пишу, пишу и вдруг думаю: а чего это я прицепилась именно к этому сборнику? Надо сравнить по количеству с другими книгами. Беру первое, что стоит на полке и считаю.

Оказывается, что:
в книге “Щасливі голі люди” 7 рассказов (из них есть такие, которые больше напоминают колонки. Мне было мало.)
в книге «Кат» Евгении Кононенко 13 (из них 7 зарисовок и одна заготовка к роману. Хотелось бы больше текстов.)
в книге “Дім у Бейтінг Голлов” Василия Махно 8 рассказов (правда, они достаточно густой вязки, и потому, что тексты объединены атмосферой, мне было достаточно, поэтому мысленно я не просила еще)
в книге “Рассказы” Олега Сенцова — 8 рассказов (текстов не хватало)
в книге “Червоні на чорному сліди” Иры Цилык — 7 текстов (в этом случае текстов мало, но впечатление законченной сборки, я не заметила, что их только семь. Но сейчас думаю, что было бы лучше, если бы рассказов было больше)
в книге Людмилы Таран “Прозорі жінки” — около сорока текстов (для меня как раз достаточно для того, чтобы назвать книгу полноценным сборником малой прозы).

И здесь я поняла, почему издатели не воспринимают серьезно малой прозы. Потому что и сами авторы, похоже, часто относятся к этому жанру не более как к дополнению к своему основному, так сказать, творчеству. В расстроенных чувствах от неприятного открытия анализирую сборники Элис Манро на предмет количества текстов в них — и так, там банально больше страниц. Больше пищи для размышлений. Бывают сборники и по 8 рассказов, но те рассказы больше похожи на повести, и в итоге получается 250-350 страниц, прочитав которые остаются основания для формирования впечатления: кто-то открывает для себя то, что Манро очень глубокая, для кого-то она — бесконечно скучная и малодинамичная, но по крайней мере есть о чем подумать.

Я очень люблю малую прозу и хочу ее больше. Хочу интересного сюжета, хочу неожиданного финала, хочу муравьев. И хотя долго расходилась здесь о количестве, а не так о качестве, скажу в защиту сборника «Счастливые голые люди» то, что текст «Костя» меня просто порвал. Очень классно сделано, действительно душевно. Ох как я люблю, когда автор меня обманывает, когда оставляет какую-то малозначительную мелочь, а потом в конце она тебя бьет под дых. Ну и вечно трогательная тема взаимоотношений дедушки-внучки. Меня цепляет. И вообще, эта фишка еще работает, когда автор берет любого ничем не выдающемся человеке и раскрашивает его образ различными мелочами, чтобы подчеркнуть самоценность жизни этого типа маленького человека. И в целом еще работает манипуляция подробностями, избыток деталей, куча прилагательных, хотя от книги к книге это уже немного предсказуемые приемчики, которые в стихах они мне даже нравятся, но в прозе почему-то не очень. Как и тема маленьких людей, если честно, хотя сама пишу об этом, потому что просто не умею о другом.

Мой отзыв на стихи Екатерины Бабкиной был положительный, и я возлагала много ожиданий на малую прозу, потому что считаю, что этот автор может написать интересно, глубоко и переодевшись в прозаика. Но из-за малого количества текстов я так и не поняла, какой из нее новеллист. Однако за «Костю» спасибо, это одна из тех новелл, которую я еще долго не забуду.

Источник: блог Читацький щоденник.