Найти смысл своего труда: рецензия на бизнес-книгу «Мета» Элияху Голдратта

Никогда не думала, что буду читать бизнес-роман, который никоим образом не касается моей профессиональной деятельности, и буду получать удовольствие. Это нон-фикшн в обертке художественного романа, легко и доступно объясняет одну из самых известных методологий управления системами и организациями — теорию ограничений. Такова «Мета» Элияху Голдратта, что захватила меня с первых страниц. Книга интересна тем, что не просто разъясняет теорию, а рассказывает историю о людях, которые мыслят, не боятся задавать вопросы и пытаются понять, что движет их миром и как можно улучшить процесс непрерывного совершенствования. 

Книга впервые увидела мир еще в 1984 году. Однако идеи авторов еще актуальны и важны на современном этапе развития экономики, особенно в Украине. Элияху Моше Голдратт — основатель теории ограничений (TOC — Theory of Constraints) — не просто ученый. С конца семидесятых Голдратт работал в компании в сфере программного обеспечения для оптимизации технологии производства (ОТВ). Именно эта работа дала Голдратту понимание, что основным препятствием в управлении производством является общепринятая система показателей эффективности предприятия, основанная на учете расходов. Размышления над этой проблемой и привели автора к разработке собственной системы управления предприятием.

Алекс Рого — главный герой книги и руководитель металлообрабатывающего завода, принадлежащего корпорации ЮниКо. Дела на предприятии идут все хуже, прибыль падает, а выдача заказов затягивается на несколько месяцев. Закупка нового оборудования, непрерывная борьба за повышение эффективности труда и полная загрузка рабочих не улучшают показатели. Руководству корпорации это надоедает, и Рого получает приказ улучшить показатели за три месяца. Иначе — закрытие. Кроме этого, проблемы у него начинаются и в семье. Спасает его случайная встреча с Ионой — бывшим преподавателем физики, а теперь консультантом в области эффективности предприятий. Алекс рассказывает ему о заводе, об установлении инновационных роботов и повышении производительности на 36%. В ответ получит неожиданные вопросы:

«— Знаєш, у чому твоя проблема? — запитав він.

— Звичайно. Мені потрібно забезпечити більшу ефективність.

— Ні, твоя проблема не в цьому. Твоя проблема в тому, що ти не знаєш, що таке мета, що таке ціль. І, до речі, існує лише одна мета, незалежно від компанії» 

С этого момента и начинается трансформация Алекса и всей системы управления предприятием. Иона не дает главному герою готовых решений, а применяет сократовский метод — он задает вопросы, которые, благодаря активному мышлению и детальному анализу, приводят Алекса к ответам.

«— Ти думаєш, що керуєш ефективним виробництвом… але твоє мислення хибне.
— І що не так з моїм мисленням? Воно таке саме, як і в більшості керівників виробництв.
— Це точно, — сказав Йона.
— І що це повинно означати? — запитав я, трохи образившись через його слова.
— Алексе, якщо ти, як майже всі люди на світі, приймаєш речі на віру без сумнівів і запитань, то ти взагалі не мислиш, — сказав Йона».

Какая же цель предприятия? Алекс перебирает множество вариантов:

  • Экономически выгодные закупки, снижение затрат?
  • Наем квалифицированных кадров?
  • Внедрение новейших технологий, увеличение количества роботов?
  • Производство качественной продукции?
  • Захват доли рынка?

Все это всего лишь способы, ведущие к цели. А заключается она в получении прибыли. Предприятие эффективно тогда, когда зарабатывает деньги. Вот единственная цель, которую преследуют все организации. Однако достичь успеха не всегда просто. Поэтому Голдратт делится своими инсайтами, как можно прийти к цели.

«Мета» завоевала популярность не зря. Она вдохновляет благодаря доступному объяснению и логическому подходу к решению сложных вопросов. Именно эта книга принесла автору мировую славу и помогла утвердиться теории ограничений, с помощью которой тысячи компаний преуспели. Но и рядовому читателю, который не является владельцем производства, есть что для себя взять. А именно — способ и привычку задавать вопросы, а не только искать готовые ответы.

Книга будет полезна всем, кто работает на производстве — руководителям, бухгалтерам, маркетологам, менеджерам и работникам. Также тем, кто работает в экономической сфере и студентам экономических, финансовых факультетов. Если же вы хотите начать свой бизнес, связанный с производством, «Мета» должна стать вашей настольной книгой. 

Также рекомендую обратить внимание на книгу «Філософія “Toyota”», поскольку они на практике применяют теорию ограничений, так что есть возможность увидеть реальные результаты работы известного предприятия.