Никогда не думала, что буду читать бизнес-роман, который никоим образом не касается моей профессиональной деятельности, и буду получать удовольствие. Это нон-фикшн в обертке художественного романа, легко и доступно объясняет одну из самых известных методологий управления системами и организациями — теорию ограничений. Такова «Мета» Элияху Голдратта, что захватила меня с первых страниц. Книга интересна тем, что не просто разъясняет теорию, а рассказывает историю о людях, которые мыслят, не боятся задавать вопросы и пытаются понять, что движет их миром и как можно улучшить процесс непрерывного совершенствования.
Книга впервые увидела мир еще в 1984 году. Однако идеи авторов еще актуальны и важны на современном этапе развития экономики, особенно в Украине. Элияху Моше Голдратт — основатель теории ограничений (TOC — Theory of Constraints) — не просто ученый. С конца семидесятых Голдратт работал в компании в сфере программного обеспечения для оптимизации технологии производства (ОТВ). Именно эта работа дала Голдратту понимание, что основным препятствием в управлении производством является общепринятая система показателей эффективности предприятия, основанная на учете расходов. Размышления над этой проблемой и привели автора к разработке собственной системы управления предприятием.
Алекс Рого — главный герой книги и руководитель металлообрабатывающего завода, принадлежащего корпорации ЮниКо. Дела на предприятии идут все хуже, прибыль падает, а выдача заказов затягивается на несколько месяцев. Закупка нового оборудования, непрерывная борьба за повышение эффективности труда и полная загрузка рабочих не улучшают показатели. Руководству корпорации это надоедает, и Рого получает приказ улучшить показатели за три месяца. Иначе — закрытие. Кроме этого, проблемы у него начинаются и в семье. Спасает его случайная встреча с Ионой — бывшим преподавателем физики, а теперь консультантом в области эффективности предприятий. Алекс рассказывает ему о заводе, об установлении инновационных роботов и повышении производительности на 36%. В ответ получит неожиданные вопросы:
«— Знаєш, у чому твоя проблема? — запитав він.
— Звичайно. Мені потрібно забезпечити більшу ефективність.
— Ні, твоя проблема не в цьому. Твоя проблема в тому, що ти не знаєш, що таке мета, що таке ціль. І, до речі, існує лише одна мета, незалежно від компанії»
С этого момента и начинается трансформация Алекса и всей системы управления предприятием. Иона не дает главному герою готовых решений, а применяет сократовский метод — он задает вопросы, которые, благодаря активному мышлению и детальному анализу, приводят Алекса к ответам.
«— Ти думаєш, що керуєш ефективним виробництвом… але твоє мислення хибне.
— І що не так з моїм мисленням? Воно таке саме, як і в більшості керівників виробництв.
— Це точно, — сказав Йона.
— І що це повинно означати? — запитав я, трохи образившись через його слова.
— Алексе, якщо ти, як майже всі люди на світі, приймаєш речі на віру без сумнівів і запитань, то ти взагалі не мислиш, — сказав Йона».
Какая же цель предприятия? Алекс перебирает множество вариантов:
- Экономически выгодные закупки, снижение затрат?
- Наем квалифицированных кадров?
- Внедрение новейших технологий, увеличение количества роботов?
- Производство качественной продукции?
- Захват доли рынка?
Все это всего лишь способы, ведущие к цели. А заключается она в получении прибыли. Предприятие эффективно тогда, когда зарабатывает деньги. Вот единственная цель, которую преследуют все организации. Однако достичь успеха не всегда просто. Поэтому Голдратт делится своими инсайтами, как можно прийти к цели.
«Мета» завоевала популярность не зря. Она вдохновляет благодаря доступному объяснению и логическому подходу к решению сложных вопросов. Именно эта книга принесла автору мировую славу и помогла утвердиться теории ограничений, с помощью которой тысячи компаний преуспели. Но и рядовому читателю, который не является владельцем производства, есть что для себя взять. А именно — способ и привычку задавать вопросы, а не только искать готовые ответы.
Книга будет полезна всем, кто работает на производстве — руководителям, бухгалтерам, маркетологам, менеджерам и работникам. Также тем, кто работает в экономической сфере и студентам экономических, финансовых факультетов. Если же вы хотите начать свой бизнес, связанный с производством, «Мета» должна стать вашей настольной книгой.
Также рекомендую обратить внимание на книгу «Філософія “Toyota”», поскольку они на практике применяют теорию ограничений, так что есть возможность увидеть реальные результаты работы известного предприятия.
14 thoughts on “Найти смысл своего труда: рецензия на бизнес-книгу «Мета» Элияху Голдратта”