В рамках читательского марафона БуквоМама блогер Кристина Содомора рассказала о книге Франсуазы Барб-Галль «Как разговаривать с детьми об искусстве ХХ века».
Читательский марафон БуквоМама уже пересек экватор. Не верится, уже пройдена половина пути. Кажется, мы только начали зачитываться книгами, в частности именно тематическими. Как уже, седьмой месяц марафона — и это книги нон-фикшн. Приглашаем всех, кому интересен этот жанр литературы, к общему чтению и обсуждению в комментариях здесь или в соцсетях.
КТО
Франсуаза Барб-Галль — известная французская писательница, искусствовед и педагог. Работает консультантом в Министерстве образования Франции, преподает в школе Лувра. Об искусстве написала много книг, в частности «Как рассматривать картину», «Понимание символики картин и современного искусства», «Как разговаривать с детьми об искусстве». Они популярны не только во Франции, хорошо продаются по всему европейскому континенту благодаря простоте и легкости, с которой автор объясняет сложные вещи из мира искусства.
О ЧЕМ
Если вы уже ознакомились с предыдущей книгой Франсуазы «Как разговаривать с детьми об искусстве», вышедшей в прошлом году в «Видавництві Старого Лева», то эта книга уже не потребует существенных рекомендаций. Ведь структура издания такая же: сначала представлены так называемые методологические разделы-размышления, а дальше — собственно практическая часть, знакомство с конкретными произведениями искусства, на этот раз — искусства ХХ века.
В условно первой части книги автор коротко повторяет базовые вещи, о которых более подробно писала в предыдущем издании — как собственно «работать» с ребенком в контексте знакомства с искусством. Здесь, конечно, основной акцент сделан на опыте восприятия современного искусства, хорошо и лаконично представлена информация об отдельных личностей, направлениях, методах, техниках и тому подобное. Французский искусствовед отмечает, что «мы имеем право чего-то не знать» и, соответственно, не стоит бояться спрашивать, задавать простые и на первый взгляд наивные вопросы. И, главное, стоит отбросить всевозможные клише, стереотипы и предубеждения относительно современного искусства.
Практическая часть, как я ее называю, включая 30 произведений. И на этот раз это не только живопись, но и скульптуры и инсталляции. Автор не представляет исключительно известные картины, а рассказывает иногда о не слишком распространеных произведениях современных художников. Важно, что каждая отдельная работа не вырвана из контекста — она описывается и как часть творчества художника, и рассматривается в дискурсе современных художественных веяний, направлений и стилей. Не буду пересказывать сюжеты и объяснения каких произведений искусства ХХ века, ведь качественнее и проще автора мне не сделать. Поэтому все же стоит окунуться в мир современного искусства, начав с этой книги.
КАК
Однозначно познавательно, интересно, качественно и основательно. Не знаю, где еще вы сможете получить максимум такой профессиональной информации в таком доступном виде. Качественное издание и в частности хорошая печать иллюстраций, с чем на «отлично» справилось «Издательство Старого Льва» — залог не только удовольствия от чтения и познания мира современного искусства, но и эстетическое совершенство самого украинского издания, презентация высококлассного уровня отечественного книгопечатания.
КОМУ
Я лично советую эту книгу всем. И, возможно, скептикам, которые не понимают или не хотят разбираться в искусстве ХХ века, считая его мазней, непрофессиональным, странным и примитивным — рекомендую особенно.
Также родителям. И не тем конкретно, нацеленных водить ребенка по музеям и галереям, а вообще всем, кто заботится о качественном воспитания своих детей. Ведь это не пособие по истории искусства. Это прекрасная методология, как вообще с ребенком о чем-то разговаривать, как помогать ему в знакомстве с окружающим миром. Принципы автора можно применять ко всему — чтению, рисованию, созерцанию, изучению любого предмета и тому подобное.
ЦИТАТЫ
«В наши дни художники предпочитают обращаться к людям в настоящем времени: искусство эфемерное, как и разговор. Чем быстрее может исчезнуть произведение, тем больше зрителей спешат его увидеть. Недолговечное становится значительно ценнее … »с.151 (Кристо и Жанна-Клод,« Упакованный Рейхстаг»)
«Картина Раймена, как и многие произведения ХХ века, не имеет рамы. Это дает ей определенную форму свободы: она не подчинена другим ограничениям, кроме собственных, не замкнута в «клетке» »С.120 (Роберт Раймен, «Раздел»)
«В таких художников, как Фрэнсис, нарочитое несоответствие между названием и изображением побуждает к поискам глубинных смыслов. Название не описывает образ, но оно очень важно, потому что указывает на источник вдохновения »С.97 (Сэм Фрэнсис,« Билизнá кита »)
БЛАГОДАРНОСТЬ
Искренне благодарна «Видавництву Старого Лева», что они не ограничились переводом первой книги, а издали и эту вторую, не менее важную и актуальную. Личное спасибо за качественное оформление, стильный дизайн и вообще за неравнодушие к таким мегаполезным и познавательным темам.
АНОНС
Маричка Удуд уже читает следующую нон-фикшн книгу месяца — так что ждите отзыв о свежем украинском литературоведческом издании «Дороги й сердохрестя» Веры Агеевой — одного из лучших украинских специалистов по литературе.
Кристина Содомора
Источник: блог Видавництва Старого Лева.
14 thoughts on “БуквоМама: Путеводитель по современному искусству для каждого”