Жизнь в спешке теряет смысл

Прочитать «Кімнату для печалі» Андрея Любки меня побудил книжный вызов ФабулаКнигомания_2017 и подсказка коллеги-читательницы к пункту, в котором автор на момент написания книги должно быть моложе 30 лет. К этому встречала несколько книжных обзоров, которые высоко оценивали сборник, поэтому ожидала совместить «троянди й виноград» — насладиться хорошей прозой и выполнить условие челленджа.


Андрей Любка — поэт, прозаик, переводчик и эссеист, автор романа ««Карбід», прозы «Кілер. Збірка історій», эссе и колонок «Спати з жінками» и сборников поэзии «Вісім місяців шизофренії», «Тероризм», «Сорок баксів плюс чайові». Роман «Карбид» вошел в 2015 году в короткий список премии BBC, получил одобрение и теплые отзывы читателей и неоднозначную реакцию и дискуссии среди профессиональной аудитории.

Читать: Вино и тень войны


Рассказы об одиночестве


«Комната для печали» — сборник 11-ти рассказов, объединенных темой одиночества. Ее герои — очень разные: по возрасту, предпочтениями, жизненными историями.

И объединяет их то, что при разных обстоятельствах каждый из них остался без поддержки близких, один на один с миром и своей болью. Кто-то пережил потерю близкого человека, другой — в ожидании встречи, которая должна изменить всю его жизнь, третий — в паузе между отношениями, с чувством потери чего-то важного, неотвратимого. Каждый из них по-своему переосмысливает жизнь, оглядывается назад, вспоминает радость отношений, счастливые моменты, прожитые вместе, несбывшиеся мечты.

В кратком послесловии к книге автор отмечает: «этот сборник можно назвать романом, если главным ее героем считать одиночество». И мы можем ему верить, это не заигрывание с читателем — Любка придерживается обещаний и искусно работает с материалом.

Несмотря на узость темы, писатель ушел от самоповторов — каждый рассказ имеет свой язык и ритм повествования, каждая история затрагивает по-своему, герои — не списанные друг с друга, они — вполне самодостаточные, с отдельным внутренним миром, своими болями и надеждами. И хотя сюжеты рассказов, герои и время событий совершенно непохожи, сборник выдержан в одной тональности: здесь ощутимы грусть, тоска, однако — не безнадежность.

Читать: Было бы смешно, если бы не было так грустно


Уметь проживать миг


Главное, что пытается передать между строк автор, — чтобы мы все же отчитали и почувствовали сами, что жизнь в спешке теряет смысл. Что все время нужно останавливаться: оглядываться вокруг, наслаждаться мгновением, побыть с близкими на самом деле, а не поверхностно, без погружения в нечто более глубокое, более важное, существенное.

Главное, что пытается передать между строк автор, — чтобы мы все же отчитали и почувствовали сами, что жизнь в спешке теряет смысл.

Как, например, в рассказе «Втеча»: «Раптом чоловік зрозумів, що він уперше в Крушедолі, хоч і був тут дві з половиною години тому. Бо по-справжньому побувати десь можна, тільки відкинувши всі думки, сконцентрувавшись на власній присутності серед цих стін, відчувши їхні холод і міць. Дві з половиною години тому він був не тут, а в туристичному путівнику, бо забіг, роззирнувся, зауважив рекомендовані для відвідин плити з могил королів, глянув на старі фрески, цікаві тим, що не виблякли, зупинився перед майстерно вирізьбленим іконостасом, після чого в своїй свідомості поставив умовну “галочку”, мовляв, був, бачив усе основне, маю фото і сувенір на пам’ять».

Разве мы не все путешествуем, когда у нас мало времени, а хочется охватить как можно больше? Разве не так же поспешно рассматриваем картины или другие ценные предметы, когда забегаем в галерею во время обеденного перерыва («потому что потом не успею») или между работой и ужином? Разве всегда вдумчиво разговариваем по телефону или при встрече с родителями и близкими? Темп жизни растет, искренние долгие разговоры заменяются смайлами в чате, а огромные территории нужно втиснуть в куцые отпуска, ведь следующий — только через год.

Читать: Подкрадываясь к реализму


Читать медленно


Лаконичный дизайн книги очень подходит к содержанию, и я в душе очень радовалась, что с обложки меня не отвлекает какой-то стилизованный образ с какого рассказа, имею возможность сама представить этих персонажей, их внешность, движения, манеры, мимику.

«Комната для печали» — универсальная, она подойдет для чтения в любом возрасте, для читателей, которым есть что вспомнить и о чем поностальгировать и для тех, кто только строит более или менее смелые планы на будущее. Это взвешенная и зрелая книга автора, нашедшего свой стиль и уже не стремящегося всем понравиться, а это значит, что таки будет нравиться. Главное в этом чтении — не торопитесь. Позвольте героям ужиться с вами, почувствуйте их глубже, подождите, пока эмоции от прочитанного отойдут, и только тогда отправляйтесь в путешествие следующим рассказом.


Марьяна Хемий

Ксеня Різник
Редакторка blog.yakaboo.ua, блогерка в Етажерка. 10 років пишу про книжки (OpenStudy, газета День, gazeta.ua, MediaOsvita, власний блог та блог Yakaboo). Природний для мене стан: читати, розповідати та писати про книжки. Трішки схиблена на сучасній британській літературі, шпигую за лауреатами усіляких премій, найкращих додаю у список "читати негайно"). У вільний від книжок час знайомлюсь із птахами, марную фарби та олівці.
http://ksenyak.wordpress.com

30 thoughts on “Жизнь в спешке теряет смысл

    Добавить комментарий