«Взуття-буття»: звук, с которым ты обгоняешь соперника

«Взуття-буття» основателя NIKE Фила Найта Наш формат издал в симпатичной красочной серии вместе с историями Toyota и Starbucks. Я люблю фиолетовый, поэтому будем говорить о кроссовках, бегунах и сумасшедших идеях.


Немного об «обувном псе»


Shoe dog – именно такое название книга имеет в оригинале. Обувными собаками в США называют людей, которые знают об отрасли все и только и думают, как бы вас лучше обуть. На своем пути автор познакомится с не одним таким профессионалом.

Фил Найт – одержимый бегом выпускник бизнес-школы, он – практичный бухгалтер и застенчивый интроверт. И тот еще ненавистник «Адидас». И мы не читали бы этой книги, если бы у него не было ее – безумной идеи: вывести на американский рынок классную японскую спортивную обувь.

Здесь важно не забывать, какими напряженными были отношения США и Японии в начале 60-х годов. Воспоминания о Перл-Харбор и бомбардировке Хиросимы и Нагасаки все еще были свежими и болезненными. Фил, которому тогда было всего 24, учитывал это и не особенно верил в успех, но попробовать был должен. Поэтому отправился в путешествие в неизведанное, имея в кармане билет с открытой датой.


Голубая лента на вершине Фудзи


Как ни странно, история «Найк» началась с небольшой лжи, которая затем стала немного больше, а потом еще и еще… Японцы же не хотели сотрудничать с каким-то безродным юношей, им был нужен представитель уважаемой компании. Так после секундных размышлений родилась «Блу Риббон» (голубая лента), которая будет расти год за годом.

Мне кажется, что Филу Найту очень везло в подборе кадров, потому что таких компаньонов, как его фанатичные товарищи Вуделл и Джонсон найти очень трудно, а что уж говорить о звездном тренере и неутомимом изобретателе Билле Бовермане. У него всегда были люди, которым можно доверять, и которым он давал полную свободу действий.

Хотя и не обошлось без паршивых овец…


Рыцарь в бизнесе


Если так разобраться, то ранняя история «Найк» – это некое метания от кредита до кредита (напоминает Украину и МВФ…), от поставки к поставке, когда спрос безумно превышает предложение. Когда руководитель устраивается на еще одну работу, потому что не может позволить себе роскошь зарплаты в собственной компании. «Ты или растешь, или умираешь» – все заработанное на развитие дела.

История «Найк» – отнюдь не история нувориша, который раскрутился за каких-то несколько лет. Чтобы достичь желаемого, у Фила Найта и его бухгалерско-юридической команды ушли десятилетия на грани банкротства. Вместе они пережили немало банковских скандалов и даже судебную тяжбу с правительством США, но «финишной линии не существует» и останавливаться нельзя.

Были там и предательство, и победа. Вы знали, что линию одежды удалось запустить совсем не с первого раза? А за разрекламированную новинку пришлось возвращать все деньги, потому что кроссовки просто разлетались? Да и спортивные звезды не раз оставляли «Найк», когда им предлагали больше.


Книга как шестимильная пробежка


«Взуття-буття» стала для меня опытом «контрольного читателя». Это когда издательство предлагает прочитать книгу и обозначить все непонятные и несовершенные по вашему мнению моменты. Как лицо с некоторым редакторским образованием я, конечно, сильно разрисовала каждую страницу. Затем перечитала еще раз и добавила еще немного цвета, хотя кое-что из предыдущих исправлений пересмотрела.

Ведь даже самый ярый бухгалтер в мире не будет писать мемуары канцеляризмами, используемыми в отчетах. К сожалению, во «Взутті-бутті» нашлось немало несвойственных украинскому языку конструкций, над которыми мой уже хорошо натруженный после рабочего дня мозг по вечерам просто зависал.

Как это бывает: такая хорошая книжечка, чего же так плохо вычитанная… Но не пугайтесь, это тот случай, когда сюжет вытягивает на себе бремя всех недостатков.


История, которая не знает конца


Томик полон благодарности, но и пропитан болью, так как «Найк» уже более 50, и, конечно, не все дожили до выхода книги. Фил Найт скучает по ним, его печаль действительно глубокая, но отмечает, что нельзя останавливаться, иначе можно похоронить собственную жизнь. Его мемуары поучительные и вдохновляющие, хоть и не предлагают каких-то готовых рецептов успеха.

Но, как показывает практика, достичь немалого успеха можно только с тем, что любишь и во что веришь. И это подтверждают практически все истории известных компаний.


Прочитайте, если вы …


Любите бег или живете спортом, ищете вдохновение для своего дела, получаете удовольствие от воспоминаний, а еще интересуетесь тем, как у гигантов все начиналось – умные же учатся на чужих ошибках.


И на одной волне с «Взуття-буття»: Джефри К. Лайкер «Філософія Toyota. 14 принципів роботи злагодженої команди», Говард Шульц, Джоан Гордон «Історія Starbucks. Усе почалося з чашки кави…», Бред Стоун «Продається все. Джефф Безос та ера Amazon», Эшли Венс «Ілон Маск. Tesla, SpaceX і шлях у фантастичне майбутнє», Тони Шей «Доставка щастя. Шлях до прибутку, задоволення і мрії».


Читать: Мировые бренды. 15 историй успеха компаний

Читать: #ЧитаємоРазом: «Історія Starbucks» Говард Шульц


Купить книгу в Yakaboo

Юлія Дутка
Трилероїд, інтроверт та психоаналітик-аматор. Ви хочете про це поговорити? За фахом - журналіст, та більше тяжію до редагування. Люблю соло-подорожі, важкий метал, м’яке світло, волохатих корів, Скандинавію та бензопили. Мрію попестити ісландських коників та потиснути руку Чакові Поланіку.
http://tarels.blogspot.com/%20

913 thoughts on “«Взуття-буття»: звук, с которым ты обгоняешь соперника

    Добавить комментарий