«Каменные клены» Лены Элтанг — особая книга. Ее хочется советовать едва ли не всем и каждому и одновременно ее робко рекомендовать хоть кому-то, ведь…вдруг не оценят сокровище? Об этой книге хочется рассказывать во время каждого удачного (и не очень) случая, и одновременно пересказать ее сюжет почти невозможно. И само ее название — «Каменные клены» — завораживает, обещает кружевные плетения слов, неповторимый язык, увлекательный рассказ. И Лена Элтанг выполняет это обещание сполна.
О Элтанг Интернет может рассказать совсем немного: где родилась, училась, что и как публиковала. Однако всего лишь нескольких фактов достаточно, чтобы понять: Элтанг — вовсе не рядовой автор «бульварной прозы»:
- дебютный роман Элтанг „Побег куманики” получил сразу две награды: вошел в лонг-лист Национальной литературной премии «Большая книга» («Большая книга», (2006 -2007) и шорт-лист Премии Андрея Белого (2007);
- второй роман, собственно, „Каменные клёны”, получил премию «Новая словесность» («Новая словесность», (2009);
- произведения Элтанг охотно публикует и советует Макс Фрай; Элтанг называют восходящей звездой российской современной литературы, которая зажглась мгновенно и ослепительно. Поэтому Лена Элтанг, несомненно, умеет рассказывать истории. И лишь от читателя зависит, сколько сокровищ он вынесет из ее текстов.
«Ведьмы не мы»
Аннотация обещает, что в «Каменных кленах» нас ожидает детектив в обертке из любви, тайн и уэльских мифов. В маленьком городке Уэльса, на берегу моря, живет 30-летняя хозяйка пансиона «Каменные клены» Саша Сонли. Она живет одна уже много лет, и местные перешептываются, что на самом деле Саша — ведьма. Отец ее погиб, мачеху она не любила, а сестра …Не ее ли это могила в старом запущенном саду?.. Вместе с одним из героев романа читатель расхлебывать этот клубок страница за страницей, но не окажется ли равная нить в конце запутанным клубком?..
Читать: Обережно! Справжні відьми!
«Ведь мы не мы»
Лена Элтанг — совсем не из тех писателей, которые дают своим читателям готовые ответы: часто и с вопросами могут возникнуть трудности. Нет, Элтанг только высыпает перед читателем кучу частей, а уже подбирать приходится самому. Элементы настолько разношерстные, удивительные и невозможные, что угадать, что из этого выйдет, и какое оно будет, никогда невозможно заранее. Здесь письма, там дневники, вот здесь еще воспоминания, а это что, галлюцинации? Невероятная и, возможно, вымышленная любовь всей жизни, чувства вины и одиночество. Жаркая Индия, туманный Уэльс. Все переплетено без строя, книга кривляется и прячет смысл за спиной. Картинки проходят мимо перед глазами, конец смешанный с началом истории, кто здесь призрак, кто фантазия и есть кто-то реальный, уже и не разберешь толком…Но все калейдоскопы состоят из самых разноцветных осколков, а вот рисунок всплывает только в последний момент.
Читать: Макс Фрай: вершитель с 20-летним стажем
На дне котелка
Когда история завершается, а картинка складывается, прежде всего появляется желание — сразу же начать перечитывать, чтобы еще раз, уже с новым пониманием, все сложить вместе. Начать какую-то другую книгу невозможно, по крайней мере, некоторое время — кажется, что в мире больше не существует хронологических историй, написанных обычным «газетным» языком, а если и найдутся такие, они кажутся скучными и неинтересными. Мозг стремится к еще более запутанным загадкам и разбитым пазлам, ведь все остальное — суета сует.
Кому читать
Поэтому, если вы любите не только интересную, но и запутанную литературу, обожаете, когда колесики в вашей голове крутятся и щелкают орешки задач, эта книга — для вас. Здесь достаточно детектива, любовной романтики, мифологии и тайн, чтобы заманить в свои сети всех желающих. Здесь множество ссылок на различные мифы, легенды, цитаты и т.п., поэтому чем больше ваш багаж знаний, тем больше таких моментов вы сможете поймать. И именно с «Каменных кленов» стоит начинать знакомство с загадочной Леной Элтанг — пусть это и не дебютный роман, но именно в нем составить картинку калейдоскопа достаточно просто. Если же книга придется по душе, есть еще три романа, в настоящее время, к вашим читательским услугам.
Прямая речь
И наконец, как говорится, лучше один раз прочитать, чем семь раз услышать.
Потому что, когда любишь кого-то, то знаешь о нем странное, и чувствуешь дикое, и видишь весь его дремотный ил, и зеленую донную мглу, и слепнущую в нем небесную силу. Но ты не боишься, все странное представляется тебе объяснимым, а дикое — почти что ручным, и если тебя спрашивают: как ты это терпишь, или просто — каково это? ты даже не сразу понимаешь, о чем речь.
***
Когда наш карандаш доходит до белого каления, мы рисуем звезды.
***
Книги — это просто мануалы для начинающих, мутные инструкции по складыванию космоса из ледяных кубиков.
***
Вина — это не белый камень, который ты бросаешь в колодец, чтобы простоять всю оставшуюся жизнь, склонившись над колодезным срубом в ожидании всплеска. У вины нет причины, обстоятельств и катарсиса, дождавшись которого, ты можешь разогнуться, наконец, и начать жить по-человечески.
У вины вообще нет своей жизни — это так же верно, как то, что она не может отнять твою. Вина — это сам колодец.
***
Воспоминания, как чужие векселя — в горькие дни можешь ими рассчитываться, выкручиваться, сжимая в кулаке стремительно убывающую жизнь. Но пока тебе есть чем платить, пока прошлое подкидывает тебя, словно послушный батут — ты в силе, у тебя полный рукав козырей.
Похожие книги: „Побег куманики”, “Картахена” той же Лены Элтанг.
Екатерина Гавриш
159 thoughts on “Ведьмины тайны”