Татьяна Стрижевская для #ПроЧитання: «В магию я не верю, а в силу слова – еще как!»

Татьяна Стрижевская – молодая украинская писательница, которая является автором трех прозаических книг. Дебютный роман Татьяны «Ad Libitum» вышел в издательстве Смолоскип в 2014 году. Уже через три года Таня дебютировала в подростковой литературе с произведением «Файні тОвсті дівки, йо!», одержав победу в конкурсе «Напишите обо мне книгу» от издательства Фонтан казок. А в этом году ее новая повесть«Де ESC з моїх халеп?» пополнила Красочную серию от издательства Легенда.

Писательница обожает Киев, его дворики и прогулки по центру города. Если Татьяне удается случайно найти интересный дворик или старый дом, или какое-то место, в котором раньше не бывала – это делает ее счастливой на несколько дней.

«Я срослась с этим городом, и мне трудно дается разлука с Киевом – как и с мужем и ребенком. Здесь мне мечтается, читается и пишется».


И уже традиционно, начну с вопроса о том, что читаете сейчас?

«До нас на чай заходив тигр!» Джудит Керр. Читаю малышке вслух, показываю картинки, интересуюсь, нравятся ли герои, показываю на смартфоне настоящего тигра, а еще параллельно учу дочь простым английским словам. Некое интерактивное мамское чтение. А с «более взрослого» – сейчас засела за «Паперові міста» Джона Грина.


А что стало стартовой точкой в вашей писательской деятельности? С какого момента стали называть себя писательницей?

Я начала придумывать истории еще до того, как научилась писать. Кажется, такой Бог меня замыслил ? Писательница, как мне кажется, это почетное звание. Его надо заслужить. Три выпущенных книги – этого мало. У меня еще огромный путь впереди. Сейчас я о себе говорю просто: «Я пишу». Извините, но сейчас каждый второй считает себя писателем. Все – звезды. Пост в ФБ. Очерк в какой сборке. Роман в неизвестно каком электронном издательстве. И все писатели. Как по мне, так это Эго. Стремление популярности. Повод прихвастнуть в соцсетях. Настоящая литература начинается тогда, когда автор забывает о себе, а наперед выпускает свое произведение. Я не бука, честно ? Просто я требовательна к другим, но еще более требовательна – к себе.


Вы дебютировали как автор литературы для взрослых, почему перешли на подростковую литературу?

Главный редактор издательства Легенда Юрий Бедрик первым заметил, что я каждый раз выбираю себе другую целевую аудиторию. А мне интересно мигрировать, исследовать, я не люблю границ в творчестве. Весь мир открыт – просто надо брать увеличительное стекло и внимательно за ним следить. В позапрошлом году я работала над приключенческим романом в рассказах для дошкольников, а параллельно писала вполне взрослые очерки. Потом я написала повесть для детей младшего школьного возраста, только сейчас имею возможность доработать ее. Написать – это же только полпути. А редактура – это тот еще бег с препятствиями!


Какой была ваша любимая книга в подростковом возрасте?

Иван Нечуй-Левицкий «Хмари». «Микола Джеря» или что там предлагала школьная программа. А именно «Хмари». Там был Киев. И чувства. Я вообще люблю психологические романы. И семейные саги. «Сестри Речинські» просто обожала. А о писательнице Ирине Вильде я не в школе услышала, а из интервью Оксаны Забужко. Взяла в библиотеке два томики, не прочитала – а поглотила. Чуть позже уже вышел один увесистый и толстенный томик в издательстве Априори. Я его тянула из Львова, случайно наткнулась на роман в «книжном магазине на Федорова». Львов – это еще одна моя большая любовь ? В институте мою читательскую душу пленил магический реализм. «Шоколад на крутом кипятке» Лауры Эскивель и «Любовь во время холеры» Маркеса стали моими открытиями.


Самая свежая ваша повесть «Де ESC з моїх халеп?». Что вдохновило на эту историю? И что хотели ею сказать читателю?

Всем известные фильмы, когда герои меняются телами (или лучше сказать – душами?). Мне хотелось бы побывать в шкуре своего мужа. В магию я не верю, а в силу слова – еще как! Вот я и написала повесть о девочке-технаре. Это мое собственное изобретение с переселением в другое тело. Безопасное, без подвохов. Писала и чувствовала, как это – любить игры, писать коды, любить технические штучки. Понимаете, я люблю уютные кафе, хорошие книги, прогулки по городу, картинные галереи… Скучная бы с меня вышла героиня! А Снежка – вон какая непривычная. И винду умеет переустановить, и прошивку поменять, и лямбда-выражения написать на С ++. И это так круто!

В повесть я много месседжей закладывала. И не только для девушек, но и для родителей. Один из них – не мыслить стереотипами. Бесит, когда говорят, что девушкам лучше язык дается, а мальчикам – математика. По-разному бывает. Мир пестрый ? Девочки могут быть айтишницамы. Если они действительно этого сами хотят.


Меня, как читателя старшего от целевой аудитории возраста, не покидал вопрос – почему вы решили сделать главную героиню именно геймером?

Сделаю публичное признание. За свою жизнь я не сыграла ни в одну компьютерную игру. А мой муж и сейчас любит «погамать». Это не мешает ему быть успешным программистом, отзывчивым человеком и хорошим отцом. Я к тому, что не надо поднимать канитель по играм. Если у ребенка остается время на друзей (не виртуальный, а реальных!), если у него все ОК с обучением, то не такое уж и преступление – сыграть разок-другой в игру. Тем более не обязательно кромсать зомби. Есть сложные игры, глобальные пошаговые стратегии, когда ты строишь город, заботишься о его экономике. Вроде Civilization. Это развивает мышление, воображение в конце концов!

Мне подруга рассказывала, как она подростком (это было в 2000-х) любила игры, особенно ей нравилось строить античные города, с храмами богов, с куполами, театрами. История древнего Рима в 3-D. Сейчас она известный психолог. Как показывает практика, никакого вреда легкая страсть к компьютерным играм моей подруге не причинила ? Но ключевое слово «легкая». Во всем надо знать меру. Снежка, главная героиня повести «Де ESC з моїх халеп?», ее знает ?


Расскажите немного о повести «Файні тОвсті дівки, йо!». Что вдохновило на написание и откуда такое название?

История такая. На втором курсе (да-да, давненько это было!) Мы с подругами стужей морозной зимой поехали на несколько дней в Карпаты. Остановились в поселке Ясиня у бабки Екатерины (ничейная не бабушка, просто нам ее насоветовали). Эта бабка и называла нас, стройных, безумных студенток, которые катались на чугунных санках (настоящих санях!) с гор, «файними тОвстими дівками, ЙО». Мы хихикали от этого обращения сначала. Толстые. Чего бы это? Правда, у хозяйки не решились спросить. Как-то некультурно. Затем мы стали друг друга так звать «файна та тОвста».

18_11_05

Это была наша шутка, понятная только нам, пятерке студенток, и той загадочной бабушке Екатерине, что приютила нас в доме той зимы! Теперь это языковое «достояние» не только Закарпатья ?


Имеете ли уже идеи для следующих книг? Чего ждать читателям?

У меня идей всегда во сто крат больше, чем возможностей их реализовать. Некоторые идея вежливо годами сидят и ждут своей очереди на воплощение ? Если честно, то хочу для подростков еще написать. Сейчас ситуация меняется к лучшему, но когда я была подростком, то испытывала нехватку литературы для своего возраста. Мы сразу прыгали с Антуана де Сент-Экзюпери и Всеволода Нестайко в Олеся Гончара и Альбера Камю. Понимаете, о чем я? Мостике между детской и взрослой не было. Не только украинские авторы не писали для подростков, но и переводов не было. Поэтому каждый современный украинский автор, пишущий для подростков, на самом деле выполняет миссию. Иногда она тяжелая, потому что подростки не очень любят читать. Но на то она и миссия, чтоб не искать легких путей. Но обещаю, что на этот раз сделаю подростков постарше. Вчерашние школьники, сегодняшние студенты. Так вас заинтересую: смелые любовные истории, не только держание за ручки.


Какой бы совет из собственного опыта вы дали тем, кто только пробует свои силы в литературе?

Не сдаваться. И не зазнаваться.

Не сдаваться, если одно за другим издательства отказывают в публикации. Или не отказывают, а просто игнорируют вашу рукопись. Наши издательства обычно не рецензируют рукописи и не дают даже коротких фидбэков, мол, рассмотрели, но это не наш формат, жанр и т.д. Молчание действует на нервы и самоуверенность. Не травите себя. И не останавливайтесь. Пишите другие произведения. Совершенствуйтесь. Стучите в другую дверь. Пока вас не услышат и не впустят. Второй совет – не зазнаваться. Потому что когда вы говорите «Я супер-пупер, а они, эти критики и редакторы, ничего не понимают», вы забираете у своего произведения все шансы. Всем рекомендую посмотреть фильм «Гений». Томас Вулф писал, как дышал, но вошла бы в мировую литературу книга «Посмотри на свой дом, Ангел», если бы г-н Томас не работал, как каторжный, над редакторскими замечаниями Максвелла Перкинса?

Постоянно анализируйте: хороший ли слог? А динамичный ли сюжет? Нет ли перекосов в композиции? Давайте читать свои рукописи. Авторы часто имеют «замыленный глаз», нам нужен свежий взгляд. Не бойтесь критики друзей. Поверьте моему слову, они – милые котенка по сравнению с тиграми профессиональными критиками ?


Теперь хочу спросить вас как читателя – сколько книг за год прочитываете и собираете библиотеку?

Мой шкаф заполнен под венец. Книги живут на шкафах. На подоконниках и, пожалуй, вы будете хохотать, но скажу: и в коробках из-под подгузников ? Безумная книголюбка, ничего с собой не могу поделать. Если честно, никогда не считала всех книг. Но их много.


Вообще, есть некую систему чтения? Сколько книг одновременно читаете?

Четыре книги + одна аудио. У меня всегда есть книжка на ридере (расположен в комнате, в недоступном месте для малышки, потому что три читалки она уже разбила). Сейчас по этому гаджету читаю «Паперові міста». Есть всегда закачанная на телефоне (сейчас это «Білі зуби» Зеди Смит). Читаю со смартфона в очередях и в те три секунды, когда ребенок мирно копается в песочнице и никуда от меня не рванет. Есть всегда бумажная. Это в основном новинки украинских издательств. Эти книги я читаю, когда ребенок спит. Они живут на кухне. Сейчас дочитываю «Тринадцять новел» Юрки Вайнонена. Еще всегда есть книга по истории Киева. Это мое хобби. Только появляется что-то новенькое о Киеве – я покупаю. Путеводители, секретные места, история города, репринтное издание – чего только у меня нет! Сейчас читаю Кирилла Степанца, считаю его одним из самых преданных и самых оригинальных исследователей Киева. И всегда есть аудиокнига на стареньком плеере. Я «подсела» на аудиокниги, когда стала мамой. Пока наматывала круги по парку с коляской, столько замечательных книг прослушала! Сейчас слушаю как сказку на ночь. Только дослушала Джейми Форда «Отель на перекрестке радости и горечи».


Какой должна быть идеальная атмосфера для чтения?

Раньше бы я сказала: «Под одеялом с котом на коленях». Но сейчас, когда моей егозе три года, я скажу так: «Любая, чтобы дали читать!».


Если пофантазировать и представить, что вы имеете возможность выпить кофе с любым писателем независимо от времени и страны в которых он жил, кто был бы в вашей компании?

Это была бы писательница. Вирджиния Вульф. Я обожаю довоенную Англию. Я обожаю ее модернистские тексты. Я в восторге от ее принципа «исповедание четырех стен». Это единственная писательница, к книгам которой я постоянно возвращаюсь и возвращаюсь. В ее романах есть страсть. Чувства. Оттенки. Поэзия. Все то, что литературу делает выдающейся, а автора – не просто автором, а писательницей.


Сейчас все в ожидании Книжного Арсенала. Имеете уже свой список книг, которые хотите непременно приобрести или полистать?

Охотиться на все новинки для детей в возрасте 3 +. Хочу «Зайчикову книжечку» Ивана Андрусяка с рисунками Ольги Кузнецовой. С автографами.

Для себя хочу первый том «Це зробила вона». Для второго тома я буду готовить публикацию об очень интересной киевлянке (больше не скажу, это секрет).

Я люблю Книжный Арсенал за неожиданности. Вот даже не знаешь, что готовит то или иное издательство, а затем бежишь, видишь какую-то классную обложку, останавливаешься, читаешь аннотацию, слушаешь советы – и все, не можешь уйти из Арсенала без этой книги. Книжная магия, разве не так?


ТОП 5 подростковых изданий, которые вы посоветовали прочитать.

Определить лишь 5 очень сложно. Поэтому пусть это будет десять книг пяти классных писателей ?

  1. «Тінь вітру» и «Марина» Карлос Руис Сафон
  2. «Небудь-де» и «Книга кладовища» Нил Гейман
  3. «Маргаритко, моя квітко» и «Само собой и вообще» Кристине Нёстлингер
  4. «Тоня Гліммердал» и «Вафельное сердце» Мария Парр
  5. «Крадійка книжок» и «Я – посланець» Маркус Зузак

Читать: Стаська Падалка для #ПроЧитання: книги «собираю и чахну над ними, как Гобсек с кофе»

Читать: Юрій Бедрик для #ПроЧитання: «Вміти читати взагалі і вміти читати конкретний твір – то зовсім різні речі!»

Читать: Петр Яценко для #ПроЧитання: «прежде всего разворачиваю каждую новую книгу на произвольной странице. Если текст затягивает – я уже не отпущу эту книгу»

Катерина Савенко
Люблю читати. Особливо осінніми вечорами, загорнувшись у теплу та м’яку ковдру. Перевагу надаю художнім романам на основі реальних подій. Хоча, не проти й динамічного детективу чи професійної нон-фікшн літератури, адже вчитися ніколи не пізно. А ще обожнюю спілкуватися з творчими людьми, готувати і танцювати.

11 thoughts on “Татьяна Стрижевская для #ПроЧитання: «В магию я не верю, а в силу слова – еще как!»

    Добавить комментарий