Скаут и Идеализм

Мало ли не главная (по крайней мере, по масштабу огласки) англоязычная книга-2015 вышла на украинском так тихо и деликатно, что я бы не поверила в ее долгожданное существование, если бы не увидела на стенде в «Буква». Вслед за «Пересмешником» КМ-Букс напечатали и Go Set a Watchman — центровую для меня книгу «арсенального сезона».

Обязательный для рассказа об этой книге дисклеймер: я прочитала «пересмешника» уже взрослой. Почти тогда же я смотрела знаковую экранизацию с Грегори Пеком. Я не американка. Короче говоря, мои этические авторитеты стоят на месте, вершины моральных устоев НЕ расплавились, и известие о том, что «Атикус — расист !!!» воспринимается не как катастрофа, а скорее — «Ну логично же все рассказано, чего вы?».

Об истории рукописи, кажется, знают уже все, поэтому немного о сюжете. Прошло лет почти 20 после войны, социальные сдвиги, которые она по себе оставила, набирают силу; а Джин-Луизе Финч уже 26, и она модная нью-йоркская девушка, которая раз в год приезжает в Мейком в отпуск. Во время очередного приезда самой большой проблемой должны были быть кофепития с не очень приятными людьми и решения вопроса «А хочет ли Джин-Луиза замуж за хорошего, однако не очень подходящего парня?», а пришлось переживать морально-этический землетрясение. Потому обострения расовых противостояний вытащили наружу то, что порядочные люди вслух не говорят. И тут вдруг выясняется, что белые доспехи Атикуса Финча в глазах его дочери не совсем белыми.

Как таковой «Иди, поставь сторожа» является романом воспитания отложенного действия, ведь речь идет там о запоздалой и мучительной инициации, утверждении самости вопреки родительскому авторитету и какой-то степени — о поиске себя. Скаут, которую носит в лабиринт из кусков прошлого и настоящего, нетрудно понять (сама переживала несколько кризисов идентичности, когда близкие люди делали _неправильно_ или их действия имели критически неприятный вид). Хотя и здесь без «но» не обошлось.
Итак критическим параметром экзистенциального ужаса, которому посвящен недолгий и довольно приятный в основном текст, является «Я — не такая, а значит и Атикус — не такой!». Фигуру Атикуса обсуждать сложно. Он как раз «Такой» высшего сорта — тот светлый образ Южного Джентльмена, на который еще Маргарет Митчел слюнки пускала. Он образованный и глубоко порядочный человек, но — неожиданно — не демократ или егалитарист.

Просто тобі для інформації: як свідчить увесь мій попередній досвід, білі – це білі, а чорні – це чорні. Досі мені не випало почути бодай один аргумент, який переконав би мене у протилежному.

Тогда как сама Скаут, между прочим, выступает здесь из интересных позиций. Официально она представляется следующим образом:

Якби Джін-Луїза мала прозорливість, якби вона прорвалася крізь бар’єри свого дуже добірного острівного світу, то, можливо, вона б з’ясувала, що все своє життя мала б дефект зору, який не помічала і не зауважувала сама, як не помічали його і її найближчі люди: вона не відрізняла чорних від білих.

Но дальнейший текст говорит несколько иное. Все Скаут замечала, просто сосредоточивалась на несколько других деталях. «Стояли негры», «три огромные фотографии негров», «негр приложил пальцы к шляпе» — все это мысли и наблюдения Скаут, которая не различает цвета кожи, ага. И тот этический конфликт является не просто конфликтом эволюционного подхода Атикуса «Сначала мы их медленно вырастим и воспитаем» и революционного подхода Скаут «уравняем права, и пусть хоть трава не растет!». Создается впечатление, что революционность Джин-Луизы Финч имеет скорее умозрительный характер: пусть все изменится, но так, чтобы всем счастья даром, а мне лично было, как всегда.

– (…) Ти ніколи не дивилася на людей як на расу, навіть нині, коли расові питання стали такі пекучі, ти не в змозі мислити в расовому аспекті. Ти бачиш просто людей.

– Але, дядьку Джеку, я ж не біжу одружуватися з негром абощо.

Теории отдельно, практики отдельно, башенка из слоновой кости отполирована до блеска — вооруженная аргументами «ад гитлерум» (правда-правда!) Джин-Луиза, до хрипоты отстаивает равноправия, показывает: идеализм — идеализмом, а для того, чтобы вырастить идеал нужно как минимум большее количество поколений. Опять же, стебаться с ее некоторой непоследовательности было бы равно оптимистичном предложению покидаться камнями. В таких вопросах трудно быть безгрешным, но «Иди, поставь сторожа» является текстом, во многом запоздалым, но очень полезным. Он помогает конструировать поэтапную модель рефлексий. Не только расовых, к слову.

Например, очень интересно наблюдать за тем, как в Скаут классовое сцепленное с гендерным. Вернее, я уже предполагала, что Southern Belles — это более широкий, чем красивая картинка феномен, но здесь получила почти прямое подтверждение.

– Чому, ну чому ти не оженився вдруге? Знайшов би собі якусь симпатичну дурноверху південну леді, яка б виховала мене як слід. Перетворила б мене на манірну солодкомовну магнолію, яка лупає очима, схрещує ручки і живе лише задля свого дорогоцінного чоловіченька.

Моя ты прелесть! И в тексте немало таких невольных оговорок (хотя несколько эпизодов, которые представляют сугубо девичий опыт: к примеру, комическая интерлюдия о социальной роли искусственной груди и трагическая зарисовка «Все ясно. Элберт вонзил ей в рот свой язык. Она беременна» — роскошные), из которых прямо следует: наша девочка — это такое светлое загальнолюдько, а все вокруг только взглядами белое пальтишко пачкают! Ой, Скаут, Скаут … Неплохо представляю себе чувства людей, которым не хотелось разочаровываться в Атикусе, но у меня больше проблем возникло с Джин-Луизой. Хороший же был ребенок, а вырос … Как и все мы. И это также много говорит — только уже о склонности читательниц и читателей к романтической идеализации. А полезный же опыт! Особенно потому, что полуфабрикатом для него служит столь эпохальный текст как «Убить пересмешника». Главное, не давать детям читать книги прям подряд — это к тому, что этического часового придется лелеять самостоятельно, еще надо привыкнуть. Извини, Джин-Луиза, что тебе пришлось взрослеть. Для культово-застывших персонажей — это незаурядная судьба.

Ксения Сокульская

Источник: vaenn.wordpress.com

Ксенія Сокульська
Журналістка, феміністка, запійна читачка, кіноманіячка. Українка, болгарка, англоманка. Рукодільниця, посткросерка, колекціонерка барбєй. Підвіконна садівниця і екс-вихователька морської свині. Зануда, буквоїдка та контрол-фрік.
https://vaenn.wordpress.com/

100 thoughts on “Скаут и Идеализм

    Добавить комментарий