Прозаические короткометражки не только о войне

С тех пор началась война, все ждут военной прозы. Желательно большого романа, желательно от того, кто там был и все видел, а потому имел бы право писать. Чтобы пришел свой Хемингуэй или Ремарк и рассказал об украинском «потерянном поколении».


Ждали все — ждала и я. А еще интересовалась, как вообще к теме войны в современной литературе относятся авторы и читатели. И обнаружила, что пока читатели жаждут таких произведений, авторы осторожно относятся к теме. Многим импонирует мнение, что адекватно художественно осмыслить современные события можно только с расстояния, то есть должно пройти время. А сейчас задача каждого — сохранить как можно больше документальных подробностей, ничего и никого не забыть.

Сборник эссе «Точка нуль» Артема Чеха — это и есть хранящая книга. Для этого выбран идеальный для такой цели жанр — дневниковые записи. Но стиль автора превращает их в безпафосные короткометражки о различных измерениях войны. О том, как трудно, привыкнув к жизни на передовой, оказываться в мире, для которого война — параллельная реальность. О разлуке с семьей, о боевых побратимах, с которыми бы вряд ли удалось пересечься при иных обстоятельствах. И о последовательности своего выбора, жизнь в координатах «ожидание-реальность», экстремальной ситуации, где человек как бы созерцает свою жизнь. И, чтобы не сойти с ума, пишет.


“Постриг в новое существо, которым я никогда не стал бы при других обстоятельствах»


С одной стороны, это книга о себе. «Писание и тренировки — вещи, которые держат меня на плаву, дают понимание моей нужности. В первую очередь, самому себе», — говорит Артем Чех. «Это точка ноль. Предел, которой предшествует бессмысленная лузга заблуждения и за которым начинается освобождение от мыслей, чувств, желаний. Это полное погружение в себя, это постриг в новое существо, которым я никогда не стал бы при других обстоятельствах». Однако, говоря о себе, автор рассказывает о многих людях. В более шестидесяти эссе — калейдоскоп лиц — сорокалетний Дима из Буковины, Саша-медик, Эдик, Миша, капеллан… «Война — это не интересно», — пишет автор, но люди на войне, как видно из сборника, — другое дело.

Поэтому если кто-то ждет от книги абстрактных “зради–перемоги”, пусть не надеется.

Здесь же можно прочитать о терапии молчания, важности удобной обуви, о бесстрашных и милых волонтерах, которые иногда обижаются, если не сфотографироваться с их коробками; об искалеченном коте, которого хотели уже закопать, чтобы не мучился, а он выжил… Все эти и другие эмоциональные страницы некрикливые, а потому убедительные, близкие, настоящие.

Для меня как для читательницы “Точка нуль” тоже стала особым опытом. Это первая книга неизвестного, не знакомого до сих пор автора, на которую я без особых причин интуитивно возлагала свои надежды и которая их полностью оправдала. Поэтому не знаю, Хемингуэй или нет, но самое сильное впечатление от сучукрлита за последние полугодие для меня — точно.

Купить книжку в Yakaboo.ua


ЧитатьЧитать, нельзя пропустить: топ-5 писателей сучукрлит (часть 1)
ЧитатьГорькая правда: пять нетипичных книг о войне
Читать: Вино и тень войны

Тетяна Синьоок
Блогерка, авторка збірки новел “Сіра веселка”, викладач студії навчання й розвитку “Tutoria”, мовних курсів “Solovei”, аспірантка Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Іноді не можу заснути від щастя, що на світі існує цікава література.
http://chytatsky.blogspot.com/

22 thoughts on “Прозаические короткометражки не только о войне

    Добавить комментарий