Достаточно заглянуть глубоко в себя, чтобы увидеть грехи всего мира — именно эти десять слов пришли мне в голову после последней страницы крайней книги Александра Михеда «Транзишн».
На обложке снимок пациента во время операции, в аннотации преобладают образы темноты и одиночества и ни слова о конкретных сюжетных линиях. В смысле названия десяти рассказов, а перед тем обращение автора, которое он сам называет предупреждением перед путешествием. Купили бы вы такую книгу, если бы просто без особой цели блуждали между стеллажами уютного книжного? Согласитесь, что такие книги рассчитаны на «своего» читателя.
Александр Михед уже знакомый украинской аудитории как куратор художественных проектов и автор пяти книг. Также он литературовед и кандидат филологических наук. Кстати, рос в семье филологов и с детства знал, что такое литература, кому она нужна и так далее. Однако прочь предубеждения! Пишет Михед далеко не о науке, классиках и других массово-немассовых понятиях.
«Це десять оповідань, які ставлять питання: чи може бути щось страшніше за вигадку?», — комментирует писатель. Так что же такое «Транзишн» и в каких мирах блуждают его герои?
Когда вы просыпаетесь, то ожидаете увидеть мир привычным, а комнату немой. Но что будет, когда проснется мир, и каждая вещь в нем, от громоздких домов до шнурков на ваших кроссовках, начнет жить своей жизнью, в которой вам не будут рады? Шагая абзацами первого рассказа, вы будете думать именно об этом. Или представьте, что вам в руки случайно попал черновик книги, в которой полностью описывается ваша жизнь и даже те детали, о которых никто кроме вас не знает. Вы хотите прочитать финал, вы верите в хэппи энд, вы хотите его всем своим существом и становитесь одержимы им. Что произойдет тогда? Именно эти две сюжетные линии начинают свой путь «Транзишном».
На 47 странице вы зайдете в «Лифт». Там вы осознаете, что не представляете, какие формы может принимать одиночество. Когда жизнь ставит на паузу пространство и время, мы остаемся беспомощными наедине с собой. Как найти выход там, где есть только стены?
Следующие истории рассказывают о том, что месть — это дорога, по которой невозможно вернуться назад. Но можно ли пройти дорогой мести другого человека, чтобы понять, почему он превратился в монстра? И можно ли стать мстителем, не заработав собственных грехов?
На следующих страницах путешествия надо быть крайне осторожным, ведь там «Вирусы любви». Любовь это убийственная штука. Особенно, когда она для тебя является чем-то недостижимым и, более того, искусственным. Человек нуждается в нежности и хотя бы мгновенном ощущении счастья. Но есть ли альтернативы в мире, в котором люди пошли против своей внутренней сути и потребностей? Повсюду призраки прошлого, мороки и полное уединение… Чем вы пожертвуете ради любви? Здоровьем? Работой? Или телом, как герои ключевого рассказа книги, чьи физические оболочки превратились для них в настоящие тюрьмы? И права на амнистию для них нет.
Финальные рассказы сборника завязаны вокруг понятий большой и маленькой жизни и вопроса, можно ли их различать. Человек и животное — вечный вопрос, ответ на который человечество не озвучит никогда. И наконец «Онан». История о демонах, выращенных из наших собственных поступков. Оглянувшись вокруг, вы их никогда не сможете увидеть. Но закрыв глаза, разглядите мельчайшие детали.
Михед пишет легко. Все 220 страниц можно проглотить за один раз. Эти десять историй связаны между собой общей темой изменений и перехода всего мира и конкретных личностей из одного состояния в другое. Символично, что завершила чтение книги я именно на границе двух суток, когда на часах было 23:59. Видимо, в такое время проще почувствовать все идеи книг вроде этой.
Обозначить аудиторию, на которую рассчитана этот сборник, просто нереально. Хотя именно этот вопрос я задала Александру Михеду во время его тура по Украине. Писатель немного поколебался, а затем ответил, что обложки всех его книг служат своеобразным фильтром для читателей. То есть, кому понравится черно-белая обложка со снимком человека на операционном столе, тому и откроется основной текст. Кстати, художественное оформление книги заслуживает особого внимания. Каждое новое повествование начинается с отдельной фотографии, сделанной Владиславом Краснощеком, профессиональным врачом и, как можно убедиться, взяв книгу в руки, изобретательным фотографом. Фото не является постановочными и этот факт добавляет жуткого настроения книге в целом.
Эта книга вряд ли понравится поклонникам классических любовных романов и ванильных историй со счастливым финалом. Однако, если вам хочется чего-то более взрослого, «Транзишн» написан именно для вас. Главной особенностью этой книги является то, что несмотря на некоторую мистификацию и «антиутопийность» она показывает истинную реальность, где тот, кто перестает прикидываться святым, начинает видеть мир таким, какой он есть.
Читать: Малая проза — большое удовольствие. 10 украинских и переводных новинок
15 thoughts on “Михед и «Транзишн»: 10 историй о грехах и даже о тебе”