Куда ведет свой плуг польская писательница Ольга Токарчук?

Эко-триллер Ольги Токарчук «Веди свій плуг понад кістками мертвих» — это попытка скрыть глубокий роман с двойным дном под маркетинговым решением для массовой литературы. Сработало? Говорят, что после выхода этого романа в Польше увеличилось количество вегетарианцев.Ольга Токарчук — одна из самых известных современных польских писательниц, имеет украинские корни. Ее произведения живо обсуждают, переводят и издают за рубежом. Дважды лауреат важнейшей польской литературной премии «Нике» (2008, 2015), Токарчук целых пять раз получала «Нике читателей». В родной Польше Ольга имеет войско верных сторонников и не менее ненавистников, которые не могут простить писательницы бескомпромиссность ее взглядов и высказываний относительно политики и общества. Так о чем пишет Токарчук, если выход каждой ее книги является настоящим событием в польском литературном измерении, затевая дискуссии как между критиками, так и обычными читателями?

Фото: www.wroclaw.pl
Фото: www.wroclaw.pl

Как прячься от мира, он все равно тебя достанет


Главная героиня романа, пенсионерка-затворница Янина Душейко живет на плоскогорье неподалеку чешской границы и ухаживает за дачными домами, чьи владельцы на зиму возвращаются в город. Вероятно, она оставила городскую квартиру через свою «Болезнь», точное название которой в тексте не фигурирует, но по всем признакам это похоже на нервное расстройство. Душейко уже привыкла к такой жизни, хотя ее до сих пор тянет к людям. Пожилая дама подрабатывает в небольшом приграничном городке учительницей английского языка в младших классах, а иногда заезжает на чай к продавщице в магазин секонд-хенда. Последней Душейко дала очень светлое имя — Благая Весть. Свою привычку давать людям прозвища вместо имен главная героиня истории объясняет тем, что они, данные нам при рождении, не отражают истинной нашей сути.

Душейко окружает себя людьми, с которыми близка по духу. Они, как и центральная героиня, не боятся быть собой и не считаются с мнением общества, которое стремится от них отстраниться. Благая Весть, которую мы уже упоминали, из-за алопеции не имеет волос на теле, но не стесняется этого, и несмотря на тяжелое финансовое положение, стремится получить высшее образование. Ближайший сосед Матога, который имеет сына-прокурора, сознательно выбрал жизнь отшельника, и вместе с Душейко остается зимовать на плоскогорье. Бывший ученик Дионизий хоть и работает программистом в полиции, но продолжает переводить английского поэта Уильяма Блейка на польский язык.

Однако жизнь в отдаленной местности неподалеку леса есть и темная сторона. Сама того не желая, затворница постоянно становится свидетелем злоупотреблений охотников и безнаказанности местных браконьеров, но ее жалобы и письма в соответствующие органы, к сожалению, не дают никаких результатов.

Череда загадочных смертей начинается с трагического случая с соседом Душейко, неприятным типом и жестоким браконьером. Впоследствии при таинственных обстоятельствах погибают другие охотники. Душейко убеждена, что эти животные мстят людям, и в качестве доказательства посылает в полицию свои астрологические расчеты.

«В час посіву – учись, як збираєш врожай – навчай, взимку – радій. Веди свій плуг понад кістками мертвих.»

У героини употребляется рациональное и мистическое: с одной стороны это женщина с исключительным умом, бывший архитектор, с другой — это странная старуха, которую общество не воспринимает всерьез. Она достаточно умна, настойчивая и смелая, чтобы аргументировано отстаивать свою позицию, но ей необходимо провидение высших сил, то есть звезд, орудием которых она себя считает.

Ее увлечение астрологией иногда доходит до абсурда: Душейко устанавливает зависимость между содержанием телевизионных передач и расположением небесных светил. Она утверждает, что вычислила время собственной смерти. Но насколько сильно она сама верит в то, что наша судьба предопределена звездами и планетами?

Ответ на этот вопрос кроется в названии романа. Когда начинаешь объяснять мрачную, на первый взгляд, строку из поэтического наследия Уильяма Блейка, понимаешь, что вести плуг над костями мертвых — это не бояться поступать так, как считаешь нужным, даже если это противоречит устоявшимся традициям. Так что же определяет то, кем мы являемся: звезды направляют нас, или наша воля менять свою жизнь?


Токарчук может себе позволить


Очевидно, что через непреодолимое стремление донести до читателя другие жизненно важные смыслы, Токарчук делает детективную линию второстепенной. Вместо ожидаемого расследования мы получаем внушения: виновник пытается выдать желаемое за действительное, насколько бы безумно это не звучало. Но книга ни в коем случае не проиграет от этого, наоборот, Токарчук доказывает, что может смело выйти за пределы устоявшегося формата триллера или детектива.

От других писателей Токарчук отличает оригинальная манера письма. Ее стилю присуща легкость изложения: рассуждения о высоких материях непринужденно врастают в событийную канву истории. Над тривиальным детективным сюжетом Токарчук выстраивает целый массив важных мировоззренческих конструкций. Ее тексты не содержат лишних деталей: каждая, даже самая маленькая мелочь, имеет символическое значение.

В частности, Токарчук превращает фигуру Уильяма Блейка на определенную аллегорию. Очевидна параллель между английским поэтом-бунтарем, которого современники считали редким чудаком, не понимая глубину его произведений, а также из-за того, что Блейк открыто осуждал британскую церковь за ограниченность традиционного толкования Священного Писания, и Душейко, которая пытается бороться против массового убийства животных, которые, по ее мнению, имеют душу, как и люди, и не гнушается радикальными методами — может даже ксендза с амвона согнать.

Описывая стиль жизни затворницы Душейко и пейзажность местности, где она живет, Токарчук заставляет нас выйти за пределы урбанизированной зоны комфорта и показывает, что кроме бетонных стен и асфальтированных улиц существует мир природы, беззащитен против человеческой жестокости и культа потребительства. И то, что в результате прогресса судьба всего живого теперь зависит от человеческой воли, не предоставляет нам исключительных прав, а наоборот — накладывает на нас еще большую ответственность:

«Звичайні пеньки виявилися справжнісінькими царствами Створінь, які прокладали коридори, влаштовували комори, переходи й складали туди свої дорогоцінні яйця. Личинки, може, не виглядали надто гарними, але мене зворушила їхня довірливість – вони доручали своє життя деревам, не підозрюючи, що ці величезні непорушні Створіння настільки вразливі, а до того ж залежать від волі людей.».

Известная писательница смело обнажает целый ряд неудобных тем. Это двойные стандарты церкви, для которой убийство является грехом, но в то же время священник, который должен быть примером для общества, не гнушается поймать на выходных беззащитное животное, а на проповедях рассказывает детям, что на самом деле охотники беспокоятся о лесе и животных в нем ведь природа не в состоянии сама себя контролировать. Это существование скрытых связей между мафией и правоохранителями, для которых охота становится прекрасным поводом встретиться. Это глухота системы к голосу одного человека.


Поклонникам интеллектуальной прозы и всем, кто любит саспенс


Многогранный и сложный механизм романа выстроен настолько безупречно, что делает его достаточно универсальным для потенциальной аудитории. «Веди свій плуг понад кістками мертвих» понравится ценителям интеллектуальной прозы, любителям мифологизаций и глубинных загадок. Но даже если вы читаете детективы или триллеры для того, чтобы отвлечься от обыденности, то эта книга построена на очень атмосферном саспенсе, что держит в состоянии напряжения до последней страницы. Историю нам рассказывает пожилая дама, имеющая проблемы с психическим здоровьем, возможно, это вообще лишь выдумка ее сознания? Нельзя знать наверняка.


А что дальше?


Если Вы прочитали «Веди свій плуг понад кістками мертвих» и вам понравилось, то чтобы пережить подобный опыт, другого выхода, кроме как взяться за другие книги Токарчук, просто нет. Фрагментарный роман «Бегуны» о философии путешествия — это то, что утолит вашу читательскую жажду.


Саша Доморосла

Саша Доморосла
Підпільний критик, історик за освітою, маркетолог за покликанням. Погані книги відкладаю відразу, щоб не марнувати час, але дійсно хорошими можу смакувати протягом довгого часу. Їх, власне, раджу читати. Розпочала книжковий блог.
https://domorosla.wordpress.com/

131 thoughts on “Куда ведет свой плуг польская писательница Ольга Токарчук?

    Добавить комментарий