«ЧЧ: Читать. Четверг» с Дмитрием Бунецким: о цикле «Пороховой маг»

Скажу вам честно: в современном научном мире очень сложно писать магическое фэнтези. Главная проблема заключается в самой магии. Мы стоим на пороге техносингулярности, наука окончательно победила разные там вуду и почти всем доказала, что является основным способом управления и изучения Вселенной.


Раньше было проще, потому что никто не заморачивался над вопросом «как эта вся чертовщина работает». Сейчас этот вопрос задают даже школьники. Поэтому неведомые СверхСилы, Боги, Демоны, Артефакты, Амулеты, работающие по Закону и Велению Автора (потому, что автору лень было давать им мало-мальски нормальное объяснение) уступают продуманным системам и физическим законам мироздания.

Питер Брэтт, о котором я недавно писал, придумал «метки», работающие на энергии «недр», в которых живет раса демонопчел.

Брендон Сандерсон создал «алломантию» — в его «Рожденном Туманом» некоторые люди могут глотать разные металлы, «сжигать» их в желудке и использовать эту силу для разного там телекинеза и прочего управления сознанием.
Брайан Макклеллан, чей цикл «Пороховой маг» как раз перевели на русский, пользуется порохом, который чародеи нюхают как кокаин.

Всех их объединяет одно: так или иначе авторы намекают, что к подобному развитию мир привели уже заложенные при его возникновении физические законы Вселенной, в которой этот мир находится. Что, в общем-то, просто уловка. Да, это объяснение. Но какое-то вялое.

Собственно, проблема в том, что авторы фэнтези реально страдают от недостатка данных. И, возможно, воображения. Как и постсингулярщики, которым приходится постоянно сравнивать постхуманов с обычными людьми, фэнтезийщики сейчас встали перед серьезной проблемой. Кажется, представить себе магию несложно. Но как сделать, чтобы она реально заработала? Заиграла? Была обоснована и логична?

Попыток было много. От Гарри Поттера до Доктора Стрэнджа. И везде одно и то же — магия просто есть, она была всегда, но не каждому дано.
Так что же делать?

Пока, к сожалению, ответ на этот вопрос неясен. Получается, что нам, читателям, так и придется погружаться в эти «недообъясненные», «незаконченные» миры и радоваться хотя бы тому, что сюжет позволяет отвлечься от их нежизнеспособности.

И вот тут Макклелан с его «Пороховым магом» очень выгодно выделяется на фоне коллег из ряда «нового фэнтези». Потому что он плюнул в лицо средневековью и варварству и взял за основу Французскую революцию. С ее террором, прагматизмом, проблемами — и древними кровавыми богами (ТМ), которые не дремлют. Цикл читается очень хорошо. Да, временами герои ведут себя картонно, но как только начинается экшн все меняется — вы словно видите бои и таинственную пороховую магию воочию.

Решает ли это вопрос в целом? Нет. Стоит ли прочесть ради развлечения? Однозначно да.
И никто не мешает вам самим вступить в эту гонку за «реалистичной магией».

Читайте всегда.

Источник: Facebook Дмитрия Бунецкого 

Ксеня Різник
Редакторка blog.yakaboo.ua, блогерка в Етажерка. 10 років пишу про книжки (OpenStudy, газета День, gazeta.ua, MediaOsvita, власний блог та блог Yakaboo). Природний для мене стан: читати, розповідати та писати про книжки. Трішки схиблена на сучасній британській літературі, шпигую за лауреатами усіляких премій, найкращих додаю у список "читати негайно"). У вільний від книжок час знайомлюсь із птахами, марную фарби та олівці.
http://ksenyak.wordpress.com

9 thoughts on “«ЧЧ: Читать. Четверг» с Дмитрием Бунецким: о цикле «Пороховой маг»

    Добавить комментарий