Умберто Еко. “Номер нуль”, Фоліо, 2015

В новом романе Эко «Номер нуль», который вышел в издательстве «Фолио» в переводе Юлии Григоренко, речь не о типичных для автора средневековых таинственных орденах или мифическом мире, к которым успели привыкнуть читатели Эко (в новом романе писатель не уходит дальше ХХ века). Однако, так же как и в других своих книгах, автор пишет об авантюрах, заговорах и расследовании (деятельность мафии, обстоятельства смерти Муссолини).

Роман повествует о работе над нулевым выпуском газеты «Завтра», которая на самом деле ни завтра, ни в дальнейшем будущем так и не будет издана. Издатель «Завтра» позиционирует ее как образец независимой журналистики, которой априори не дадут возможности работать, зато спонсору газеты это позволит попасть в высшую политическую и финансовую среду. На словах это красивый и благородный проект. Но когда работа над газетой начинается, издатель определяет круг читателей этого «независимого издания», и оказывается, что это очень ограниченые не молодые люди, которые ничего не читают, не так много знают и чьи мышление и речь полностью формируются прессой. Авторы этой газеты вместо аналитики и расследований пишут сплетни, подают неточные или вымышленные новости, а издание начинает все больше напоминать желтую прессу. К тому же авторы «Завтра» (неудачники, которые когда-то бросили учебу и работали на непрестижных работах) пишут о событиях, которые давно прошли и делают сомнительные сенсации из того, что уже давно стало историей.

В результате у нас есть ироничный взгляд на журналистику, читателей газет и вообще на завтрашний день. Эти потенциально независимые журналисты очень зависят от своего спонсора и не могут написать ничего обличительного о тех сферах деятельности, в которую он может быть вовлечен. Они с восторгом выдумывают грязные новости, и уровень их письма не сильно отличается от уровня бульварной прессы. К тому же подобное описание функционирования газеты может вызвать у украинских читателей устойчивые параллели с российскими медиа. Поэтому новый роман ориентирован как на тех читателей, которые любят следить за расследованием и с упоением читают остросюжетные книги и газетные истории, так и на тех, кто стремится читать между строк, фильтровать информацию и находить подтексты как в литературе, так и в жизни (распределение аудитори довольно  типично для Эко).

В то же время автор романа делает со своими читателями то же самое, что редактор газеты заставляет делать своих авторов. Мы вовлечены в мир вещей, которые проходят или уже прошли. В «Номер нуль» есть множество реалий 90-х годов ХХ века, которые давно неактуальны для современности, как, например, картотеки информации или непопулярные прогнозы для мобильных телефонов, которые только начинали появляться в быту. Этот роман странно читать, потому что он описывает вещи двадцатилетней давности, хотя автор и читатель знают, как все это изменится до 2015 года. И вместе с тем заговора и тайны остаются прежними. Кажется, Эко показывает, что история и люди не изменились со времени, изображенного в «Имени розы», до времени, изображенного в «Номере нуль». Это те же авантюристы, которых тянет к загадкам и расследованиям, которые не избавились от своих иллюзий. И мир вокруг них изменился технически, но не существенно.

Татьяна Петренко, Читомо

Купить в Yakaboo.ua

23 thoughts on “Умберто Еко. “Номер нуль”, Фоліо, 2015

    Добавить комментарий