Подробнее рассказывать о пестрых читательских списках тем труднее, если их объединяет только идея и — иногда — жанр. Перечень из ста фантастических произведений, написанных женщинами, который опубликовал Bookriot, принадлежит как раз к таким. Если придираться, то далеко не все книги из этой сотни можно назвать «настоящей» фантастикой. И даже когда речь идет о true-true с жанровой точки зрения текстах, все равно для облегчения разговора хочется искать дополнительные критерии, кроме двух базовых: все эти книги написали женщины и все эти книги есть «нереалистичными». И если присмотреться, то большинство из произведений прекрасно объединяют общие поджанры, проблематика, темы, мотивы, использование определенного мифологического материала или же какие-то специфические творческие методы. Поэтому сегодня хочу рассказать о двух очень разных книгах, построенных на отголосках кельтского фольклора.
Джо Уолтон «Among Others« (2011)
Известная фантастка и обладательница многих жанровых премий Джо Уолтон переехала из Британии в Канаду вскоре после публикации ее первого романа. Но творческую «дань» Родине писательница платит регулярно. Писательница является валлийкой, и один из ее самых известных романов валлийскостью переполнен вплоть до краев.
«Среди других», что успел получить и Британскую премию фэнтези, и авторитетные американские «Хьюго» с «Небьюла», по форме является дневником девушки-подростка. Мори постигла страшная трагедия — в автокатастрофе погибла ее сестра-близнец, а сама она получила серьезные травмы и теперь сильно хромает. Кроме того, ее дедушка заболел и вынужден переехать в пансион для пожилых людей, бабушка умерла, а матери девочка не доверяет. А это значит, что заниматься ею будет семья отца, которого Мори никогда не видела. Отец — неплохой человек, но что делать с дочерью не знает и подчиняется решению своих старших сестер: девушка с такой порядочной семьи, как у них, чтобы вписаться в среду, должна поехать на учебу в закрытую школу. Очень английскую закрытую школу, что валлийке Мори совсем не нравится.
Читать: Эклектичное многообразие: 100 фантастических книг, написанных женщинами
Фактически в течение около трех сотен страниц Джо Уолтон медленно и подробно рассказывает историю преодоления потерь, с которыми так сложно смириться юной героине. Социальная сирота, Мори одновременно потеряла близкого человека, семью, дом, родину, любое постоянство образа жизни и еще и здоровье. Все, что у нее осталось: болезненное подростковое высокомерие, безумная любовь к фантастике и способность видеть фей, на которую, к счастью, переезд в Англию не повлиял. И теперь Мори должна научиться жить в другом мире: очень необычном, более жестоком, менее приветливом и таком, где почти нет магии. Последнее, может, и неплохо, ведь девушка уверена, что ее мир разрушила мать — злая волшебница. И теперь Мори боится колдовать, разве что для самозащиты. Ну, и еще маленькое заклятье, которое помогло бы одинокой девочке разыскать родственные души. Вот только действительно ли читательский клуб любителей фантастики, к которому пригласили Мори, существовал ранее, или он был создан только потому, что она осмелилась мечтать о подобном?
Несмотря на отчетливую подростковую проблематику роман Джо Уолтон трудно отнести к популярной категории Young Adult. Он скорее помогает уже взрослым людям вспомнить, как это быть подростком, быть зависимым от взрослых, быть тем, кого никто не понимает. А другой момент, который должен существенно повлиять на его популярность в Фэндомоме — это как раз то, что он является одой создания этого Фэндома. Действие «Среди других» происходит в 1979-1980 годах, и текст пропитан ностальгией по тем временам, когда еще всерьез спорили, научной фантастикой, или фэнтези являются «Хроники Амбера», могут ли читать эту несерьезную литературу взрослые люди, зачем собираться на первые конвенты и стоит ли одобрять постепенное отклонение от стандартов твердой НФ. Списки в чтение, долгие разговоры, неожиданные открытия (которые для современников автора очевидны) — для поклонников фантастики этот роман является настоящим подарком, таким себе волшебным шариком, в котором снег падает на узнаваемые образы из собственной юности. И тем интереснее, что в самой книге фантастический, или же — фэнтезийный, элемент является заведомо приглушенным. Мори потихоньку колдует и видит фей — вот и все, единственное, что ее волнует — язык понимают английские феи, потому что есть что-то странное в идее разговаривать с ними каким-то другим, кроме валлийского. Это норма ее повседневной жизни, и писательница не погружается в долгие объяснения, насколько экзотической является эта сторона привычного мира. А читателям предлагают просто поверить, что феи живут среди нас, но без помощи валлийской девочки их сложно заметить.
Шонин Макгвайр Rosemary and Rue (2009)
В 2010-м молодая калифорнийская писательница Шонин Макгвайр получила премию Джона В. Кэмпбелла для лучшего начинающего фантаста, благодаря ее дебютному роману, вышедшего в свет предыдущем году. Впоследствии с «Розмарина и руты» выросла длинная серия, десятый роман с которой должен увидеть свет в начале сентября. Но тогда меланхоличная и горьковатая история в урбан-фэнтези-декорациях если не стала локальной (в рамках жанра) сенсацией, то уж точно неожиданностью.
И снова феи среди нас. Причем не те загадочные дети, о которых рассказала Джо Уолтон. Мир романов Макгвайр основывается на сложной системе феодальных отношений и бесконечных интриг, пропитанных магией. Феи живут среди нас, вернее, их королевства, герцогства и графства граничат с известными локациями Сан-Франциско, только (какое облегчение!) людьми фэйи не слишком интересуются. Кроме некоторых. Полукровка со скудными магическими способностями, женщина-подкидыш Октобер Дэй живет среди людей, так как при Фейском Дворе ей с ее скромным потенциалом велось очень трудно. Но работа, брак с обычным человеком, счастливое материнство — однажды Тоби потеряла все, когда могущественный колдун с высшей эльфийской расы превратил ее в рыбу в пруду Китайского чайного сада. Карпом Тоби прожила 14 лет и заработала бешеную аквафобию. Но это не единственная ее проблема. Во-первых, ее прежней жизни больше не существует: бизнес частного детектива розвалился, муж давно нашел другую любовь, дочь с милой крохи превратилась в неприветливого подростка, и отказывается поверить в значимость причин долгого отсутствия матери. Но и в мире фей все не слава Оберону. Расклады силы заметно изменились, старые распри добрали прочности, и когда давняя знакомая, умирая, проклинает Тоби, заставляя ее искать убийцу под угрозой собственной жизни, главную героиню уже никто не спрашивает, готов ли она вернуться в мир, который когда-то возненавидела.
Как и первый, так и последующие романы о Октобер Дэй сюжетно являются простым, но достаточно увлекательным экшен-детективом. От книги к книге писательнице удалось нарисовать большой и пестрый мир, в котором рядом живут многочисленные магические существа («расами» фей здесь есть не только персонажи кельтского фольклора, но и гости из других культур — от славянских банников к японским оборотням-кицунэ) и неустанно борются за власть, интригуют, ищут пути подсидеть ближнего своего. К плюсам серии можно отнести как раз эту сложную, но взвешенную феодальную систему, интересно реализованную магию, приятных персонажей (которые в большинстве своем не являются подростками, тем более — всемогущими, что радует), многочисленные литературные аллюзии (название каждого романа — неслучайно цитата из шекспировских пьес), мягкий юмор и сравнительно убедительные попытки мотивировать поступки героев, даже тогда, когда они набираются крутизны с такой скоростью, что ветер в ушах воет. В конце концов, за приключениями Тоби хочется наблюдать от книги к книге не только потому, что это приключения. Шонин Макгвайр создала еще и привлекательную главную героиню, которая воюет с реальностью и собственными демонами, пробивая путь не к счастью даже, а к спокойствию и относительному комфорту. Должна сказать, что к концу девятого тома со спокойствием и до сих пор «все сложно». Для таких длинных серий это предсказуемо, но все еще хочется еще, что уже большое достижение.
Ксения Сокульская, блог Vaenn’s.
101 thoughts on “Топ-100 женской фантастики. Феи рядом с нами”