Топ-100 женской фантастики. Феи рядом с нами

Подробнее рассказывать о пестрых читательских списках тем труднее, если их объединяет только идея и — иногда — жанр. Перечень из ста фантастических произведений, написанных женщинами, который опубликовал Bookriot, принадлежит как раз к таким. Если придираться, то далеко не все книги из этой сотни можно назвать «настоящей» фантастикой. И даже когда речь идет о true-true с жанровой точки зрения текстах, все равно для облегчения разговора хочется искать дополнительные критерии, кроме двух базовых: все эти книги написали женщины и все эти книги есть «нереалистичными». И если присмотреться, то большинство из произведений прекрасно объединяют общие поджанры, проблематика, темы, мотивы, использование определенного мифологического материала или же какие-то специфические творческие методы. Поэтому сегодня хочу рассказать о двух очень разных книгах, построенных на отголосках кельтского фольклора.

Результат пошуку зображень за запитом "jo walton among others"

Джо Уолтон «Among Others« (2011)
Известная фантастка и обладательница многих жанровых премий Джо Уолтон переехала из Британии в Канаду вскоре после публикации ее первого романа. Но творческую «дань» Родине писательница платит регулярно. Писательница является валлийкой, и один из ее самых известных романов валлийскостью переполнен вплоть до краев.

«Среди других», что успел получить и Британскую премию фэнтези, и авторитетные американские «Хьюго» с «Небьюла», по форме является дневником девушки-подростка. Мори постигла страшная трагедия — в автокатастрофе погибла ее сестра-близнец, а сама она получила серьезные травмы и теперь сильно хромает. Кроме того, ее дедушка заболел и вынужден переехать в пансион для пожилых людей, бабушка умерла, а матери девочка не доверяет. А это значит, что заниматься ею будет семья отца, которого Мори никогда не видела. Отец — неплохой человек, но что делать с дочерью не знает и подчиняется решению своих старших сестер: девушка с такой порядочной семьи, как у них, чтобы вписаться в среду, должна поехать на учебу в закрытую школу. Очень английскую закрытую школу, что валлийке Мори совсем не нравится.

Читать: Эклектичное многообразие: 100 фантастических книг, написанных женщинами

Фактически в течение около трех сотен страниц Джо Уолтон медленно и подробно рассказывает историю преодоления потерь, с которыми так сложно смириться юной героине. Социальная сирота, Мори одновременно потеряла близкого человека, семью, дом, родину, любое постоянство образа жизни и еще и здоровье. Все, что у нее осталось: болезненное подростковое высокомерие, безумная любовь к фантастике и способность видеть фей, на которую, к счастью, переезд в Англию не повлиял. И теперь Мори должна научиться жить в другом мире: очень необычном, более жестоком, менее приветливом и таком, где почти нет магии. Последнее, может, и неплохо, ведь девушка уверена, что ее мир разрушила мать — злая волшебница. И теперь Мори боится колдовать, разве что для самозащиты. Ну, и еще маленькое заклятье, которое помогло бы одинокой девочке разыскать родственные души. Вот только действительно ли читательский клуб любителей фантастики, к которому пригласили Мори, существовал ранее, или он был создан только потому, что она осмелилась мечтать о подобном?

Несмотря на отчетливую подростковую проблематику роман Джо Уолтон трудно отнести к популярной категории Young Adult. Он скорее помогает уже взрослым людям вспомнить, как это быть подростком, быть зависимым от взрослых, быть тем, кого никто не понимает. А другой момент, который должен существенно повлиять на его популярность в Фэндомоме — это как раз то, что он является одой создания этого Фэндома. Действие «Среди других» происходит в 1979-1980 годах, и текст пропитан ностальгией по тем временам, когда еще всерьез спорили, научной фантастикой, или фэнтези являются «Хроники Амбера», могут ли читать эту несерьезную литературу взрослые люди, зачем собираться на первые конвенты и стоит ли одобрять постепенное отклонение от стандартов твердой НФ. Списки в чтение, долгие разговоры, неожиданные открытия (которые для современников автора очевидны) — для поклонников фантастики этот роман является настоящим подарком, таким себе волшебным шариком, в котором снег падает на узнаваемые образы из собственной юности. И тем интереснее, что в самой книге фантастический, или же — фэнтезийный, элемент является заведомо приглушенным. Мори потихоньку колдует и видит фей — вот и все, единственное, что ее волнует — язык понимают английские феи, потому что есть что-то странное в идее разговаривать с ними каким-то другим, кроме валлийского. Это норма ее повседневной жизни, и писательница не погружается в долгие объяснения, насколько экзотической является эта сторона привычного мира. А читателям предлагают просто поверить, что феи живут среди нас, но без помощи валлийской девочки их сложно заметить.

Результат пошуку зображень за запитом "Rosemary and Rue"

Шонин Макгвайр Rosemary and Rue (2009)

В 2010-м молодая калифорнийская писательница Шонин Макгвайр получила премию Джона В. Кэмпбелла для лучшего начинающего фантаста, благодаря ее дебютному роману, вышедшего в свет предыдущем году. Впоследствии с «Розмарина и руты» выросла длинная серия, десятый роман с которой должен увидеть свет в начале сентября. Но тогда меланхоличная и горьковатая история в урбан-фэнтези-декорациях если не стала локальной (в рамках жанра) сенсацией, то уж точно неожиданностью.

И снова феи среди нас. Причем не те загадочные дети, о которых рассказала Джо Уолтон. Мир романов Макгвайр основывается на сложной системе феодальных отношений и бесконечных интриг, пропитанных магией. Феи живут среди нас, вернее, их королевства, герцогства и графства граничат с известными локациями Сан-Франциско, только (какое облегчение!) людьми фэйи не слишком интересуются. Кроме некоторых. Полукровка со скудными магическими способностями, женщина-подкидыш Октобер Дэй живет среди людей, так как при Фейском Дворе ей с ее скромным потенциалом велось очень трудно. Но работа, брак с обычным человеком, счастливое материнство — однажды Тоби потеряла все, когда могущественный колдун с высшей эльфийской расы превратил ее в рыбу в пруду Китайского чайного сада. Карпом Тоби прожила 14 лет и заработала бешеную аквафобию. Но это не единственная ее проблема. Во-первых, ее прежней жизни больше не существует: бизнес частного детектива розвалился, муж давно нашел другую любовь, дочь с милой крохи превратилась в неприветливого подростка, и отказывается поверить в значимость причин долгого отсутствия матери. Но и в мире фей все не слава Оберону. Расклады силы заметно изменились, старые распри добрали прочности, и когда давняя знакомая, умирая, проклинает Тоби, заставляя ее искать убийцу под угрозой собственной жизни, главную героиню уже никто не спрашивает, готов ли она вернуться в мир, который когда-то возненавидела.

Как и первый, так и последующие романы о Октобер Дэй сюжетно являются простым, но достаточно увлекательным экшен-детективом. От книги к книге писательнице удалось нарисовать большой и пестрый мир, в котором рядом живут многочисленные магические существа («расами» фей здесь есть не только персонажи кельтского фольклора, но и гости из других культур — от славянских банников к японским оборотням-кицунэ) и неустанно борются за власть, интригуют, ищут пути подсидеть ближнего своего. К плюсам серии можно отнести как раз эту сложную, но взвешенную феодальную систему, интересно реализованную магию, приятных персонажей (которые в большинстве своем не являются подростками, тем более — всемогущими, что радует), многочисленные литературные аллюзии (название каждого романа — неслучайно цитата из шекспировских пьес), мягкий юмор и сравнительно убедительные попытки мотивировать поступки героев, даже тогда, когда они набираются крутизны с такой скоростью, что ветер в ушах воет. В конце концов, за приключениями Тоби хочется наблюдать от книги к книге не только потому, что это приключения. Шонин Макгвайр создала еще и привлекательную главную героиню, которая воюет с реальностью и собственными демонами, пробивая путь не к счастью даже, а к спокойствию и относительному комфорту. Должна сказать, что к концу девятого тома со спокойствием и до сих пор «все сложно». Для таких длинных серий это предсказуемо, но все еще хочется еще, что уже большое достижение.

Ксения Сокульская, блог Vaenn’s.

Ксенія Сокульська
Журналістка, феміністка, запійна читачка, кіноманіячка. Українка, болгарка, англоманка. Рукодільниця, посткросерка, колекціонерка барбєй. Підвіконна садівниця і екс-вихователька морської свині. Зануда, буквоїдка та контрол-фрік.
https://vaenn.wordpress.com/

101 thoughts on “Топ-100 женской фантастики. Феи рядом с нами

    Добавить комментарий