Полендвица, паштет, пирожное: что чем едят? Обзор книжки Кристины Лукащук «Таємничий обід»

Какими приборами пользоваться в ресторане и какие из них брать первыми? Как складывать вилку с ножом на тарелке? Почему десертная ложечка повернута ручкой вправо, а вилка над ней — ручкой влево? Обо всем этом рассказывается в литературно-художественном издании известной писательницы Кристины Лукащук. Напомню, книга вышла в августе 2015 году в «Видавництво Старого Лева» в серии «Історії для малят». В анализе ниже предлагаю также проследить, удалось ли автору комплексно подойти к написанию книги, ведь она одновременно и иллюстрировала текст.

Глядя на обложку, читатель сразу догадывается, что речь пойдет о разоблачении тайны и выведывании чего-то нового. Фрагмент нескольких улиц города и увеличительное стекло предупреждают о приключениях и деталях, на которые важно будет обращать внимание. Пастельные тона скорее способствуют успокоению маленького читателя, показывая, что название улицы Таинственная, которую детская рука рассматривает в увеличительное стекло, принесет беспроблемный результат главному герою. Однако все это полностью отвлекает от громкого названия произведения «Таємничий обід».

Перед читателями предстает хорошая история приключений и семейного расследования мальчика Юлиана. Юлиан подозревает в необычном поведении старшего брата и решает пошпионить за ним. Он следит за своим подъездом в ожидании брата, незаметно садится вместе с ним в маршрутное такси, пробирается вслед за ним мимо книжного магазина и заходит в кондитерскую, а потом в ресторан. Там его ждут две неожиданности — за большим столом собралась вся семья и перед Юлианом стоит задача справиться со всеми приборами на праздничном столе. Тема правил поведения за праздничным столом неожиданно становится интересной и насущной и для читателей тоже. Сюжет динамичен, логичен и свеж. В тексте преобладает настроение тайны, удивления, радости, что ярко прослеживается в описаниях переживаний Юлиана — начал наблюдать, был удивлен, не догадывается, растерялся, озадачен, сообразил, заметил, обрадовался, догадался.

Героев автор вводит поочередно. Юлиана, к примеру, безоговорочно представляет первым словом произведения, затем — старшего брата, о поведении которого так беспокоится мальчишка, очень сюжетно изображает маму («мама побывала у парикмахера») и папу («купил новую рубашку»), а также девушку брата, о которой читатель подробнее узнает в конце произведения. Мы замечаем присущие главному герою сильные черты — целеустремленность в нахождении причины поведения брата и непрерывную бдительность за праздничным столом. Мы не знаем возраста мальчика, но он уже самостоятельно «возвращается домой после уроков», потому свойственная Юлиану отвага является естественной по возрастному критерию. Герой меняется и будто взрослеет, изучая манеры за столом. Юлиан самостоятельно приходит к выводу: «буду смотреть, что делают другие», «… способ складывания приборов — это тайное сообщение для официанта». Он даже становится лидером в манерах — «Юлиан, не колеблясь, взял в руки самую большую вилку и такой же нож… и не ошибся. Все сделали так же».

Единственным предостережением для героя стало то, что его место за банкетным столом было между незнакомых людей: «старший господин справа от мальчика» и «госпожа, которая сидела слева от него». Более подробное перечитывание позволило мне обнаружить, что Юлиан пришел последним в ресторан, поэтому для него «осталось пустое кресло в самом конце стола», кроме того, как только он зашел в ресторан, то увидел что «там уже сидела вся семья».

Место событий уже известно — это ресторан, но добрался до него Юлиан не сразу. Следя за братом, он прходит мимо книжного магазина, кондитерской, идет вдоль нескольких улиц — Королевской, Поэтической, Сказочной, Таинственной (о названиях, которых, кстати, читатель узнает из иллюстраций). Конкретное время четко не определено, но читаем, что «брат просил не задерживаться в школе».

обід3

Кульминация сюжета быстрая и отчасти завуалированная очередными размышлениями Юлиана о десертных приборах. «Вдруг кто-то вскрикнул. Вот! Наконец-то». В начале кульминационного момента звучит мнение Юлиана о причине праздничного обеда, которое вынуждает читателей вернуться и вспомнить причину банкетных страданий Юлиана с приборами. Я бы провозгласила здесь двойную кульминацию сюжета: окончательное нахождения причины обеспокоенности старшего брата, вызванную подготовкой к помолвке (!), и полное понимание главным героем правил пользования приборами за столом.

Естественно, что книга о праздничном столе содержит названия вкусных блюд. Что же подавали за банкетным столом, за которым сидел Юлиан? Копченую полендвицу, шпондер, паштет, душистый суп из шпината с измельченным миндалем, жаркое с черносливом под соусом из белых грибов, мороженое, торты и пирожные.

Предлагаю также несколько правил, которые провозглашает автор:

  1. Взять в правую руку меньший из двух ножей, который лежит сразу за ложкой с самого края, а в левую руку — меньшую из двух вилок.
  2. Медленно пережевывать со сжатыми губами.
  3. Никто не кладет на стол приборы после того, как взял их в руки.
  4. Все приборы брать по очереди с самого края и до тарелки.
  5. Каждый, кому принесли мороженое, берет ложечку правой рукой, а кто приступает к пирожному — держит вилку в левой.

Инструкция знаков правильно сложенных ножей и вилок для официанта можно детально рассмотреть на разворотах 9-10, а названия приборов — на 13-20.

обід2

Иллюстрации издания имеют оттенок детской карикатуры, что усиливает понимание произведения, написанного от имени мальчика. Изображения на страницах 6-8 могут служить прикладными домашними заданиями для детей, ведь праздничный стол можно и дома накрыть. Соотношение текст-рисунок равноценное, есть страницы с преобладанием текста, которые компенсируются целостными изображения на разворотах.

Книга рекомендована для детей младшего школьного возраста, точнее для 3-7 летнего возраста. С 3-летними малышаит можно детально рассматривать иллюстрации и догадываться о сюжете, а с 7-летними — внимательно вычитывать текст. Книга непременно будет интересной читателям любого возраста, учитывая приключенческий характер сюжета.

Жаль, что до сих пор (6 месяцев с момента публикации книги) нет отклика среди читательских отзывов. Возможно, разнообразие событий ХХІІ Форума издателей поглотило яркую и актуальную книгу Кристины Лукащук «Таинственный обед», а возможно, читательский интерес вскоре возрастет.

Маричка Удуд

Купить в Yakaboo.ua

Marichka Udud
Літературна оглядачка, фотографиня, фасилітатор-інтерн Монтессорі освіти, громадянка Всесвіту. Понад 5 років скрупульозно розглядає і пише про книжки, здебільшого дитячі. Більше ілюстрацій, менше слів - рівноцінно для роздумів та розмови з дитиною-в-собі. Читає з і для своєї дитини. Поміж тим, уміє вправно складати коробки. Останнім часом випадає читати тільки в транспорті та в часі очікування когось/чогось. Найбільше жахіття реальності, аби книжки не перетворилися на поличкову колекцію (чим загрожує нестачу часу їх читати).
http://marichkaudud.com

13 thoughts on “Полендвица, паштет, пирожное: что чем едят? Обзор книжки Кристины Лукащук «Таємничий обід»

    Добавить комментарий