Сложный характер подростковой литературы. Рецензия на книгу года ВВС Україна

Обычно присказка «в жизни возможно все» подразумевает по-сказочному удачное развитие событий, что-то невероятно приятное, даже приторно-романтическое.

Бурное воображение рисует головокружительные сюжеты о том, как в мгновение ока мир человека может претерпеть кардинальные изменения. Сегодня простой грузчик, случайно попав на глаза известному режиссеру, уже завтра становится голливудской кинозвездой и отбирает у многострадального Лео последнюю надежду завладеть вожделенной статуэткой «Оскар».

Привлекательный парень в школе готов сделать что угодно, лишь бы завоевать расположение пухленькой серой мышки. А клерк-неудачник становится счастливым обладателем многомиллионных состояний и поместья на берегу моря, которые достались в наследство от троюродной тетушки, о существовании которой новоиспеченный богач и не подозревал.

Вряд ли хоть кто-то задумывается, что абстрактное «все» может таить в себе негатив: ради поддержания психического здоровья комфортнее жить с верой в собственную неприкосновенность и бессмертие. Такая самоуверенность нередко становится причиной жалоб на «тяжелую» судьбу и поводом поныть из-за мелких проблем.

Герой книги Андрея Бачинского “140 децибелів тиші”, Сергей Петрина, одаренный пианист также не мог предположить, что ощущение усталости после долгих занятий музыкой, а впоследствии вывих руки и невозможность участвовать в нынешнем международном конкурсе — не конец света, а незначительные трудности.

Сережкина жизнь полетела кувырком, когда из-за халатности водителя зеленой фуры в автокатастрофе погибли его родители и младшая сестренка. Сам он потерял слух, голос, а вместе с ними и мечту сделать грандиозную карьеру музыканта.

Далее события будут разворачиваться вокруг интерната, существование в котором превратится для парня в начальный этап школы выживания. Здесь Сергей вынужден будет свыкнуться с мыслью о неполноценности, научиться общаться с помощью жестов и избегать встреч с местным хулиганом Витькой.

История, в которой из-за определенных трагических обстоятельств, на которые не распространяется сфера человеческого влияния, можно в одно мгновение лишиться всего, дает возможность понять, что никто не может оставаться уверенным в завтрашнем дне.

Когда теряешь контроль над ситуацией, становится по-настоящему страшно. От этого шокирующего осознания вообще можно сойти с ума.

Сиротство, инвалидность, равнодушие окружающих, небрежность социальных служб, заработок мошенничеством — нетипичный для подростковой литературы перечень проблем, которые поднимаются в “140 децибелів тиші”.

За попытку привлечь к ним внимание общественности, в частности подрастающего поколения, Бачинскому, безусловно, следует отдать должное.

В противоположность неординарному сюжету, книга переполнена кучей банальностей, которые легко можно перепутать со статусами в соцсетях. Чего только стоит «попсовая» философия учителя интерната после неудачного самоубийства Сергея: «Со временем ты поймешь, что мир глухих не менее интересный, чем мир, наполненный звуками. И запомни: человек живет, пока живет память о нем».

Подобные убеждения сошли бы для успокоения разве что малыша, который потерял любимую игрушку, но ни в коем случае не для ребенка, который стал круглым сиротой и абсолютно ничего не слышит. Конечно, при желании найти рациональное объяснение невозмутимому поведению Николая Павловича его слова можно трактовать как попытку отгородиться от чужого горя общими фразами.

Однако, к сожалению, это не единственный в сюжете эпизод, после прочтения которого хочется поставить под сомнение осведомленность автора в темах, о которых он решился рассказывать.

Внимательный читатель должен заметить, что Витек, которому уже исполнился девятнадцатый год, до сих пор находится в стенах детского интерната, тогда как по достижении совершеннолетия его следовало бы устроить в какое-нибудь профессионально-техническое учебное заведение.

Отдельного внимания заслуживает беззаботный милиционер, который, заметив Сережу в очереди в кассу за билетами, совсем не смутился из-за отсутствия сопровождения взрослого. Более того, добросердечный милиционер, убедившись в глухонемоте ребенка, провел ему ликбез, объяснив, что для инвалидов предусмотрен бесплатный проезд.

«Сегодня подростковую литературу нельзя назвать привычным для украинского читателя явлением. Пока она не достигла своего «совершеннолетия», трудно определить четкие критерии, по которым можно было бы оценивать произведения этого жанра литературы».

Также стоит отметить и фанатичное желание автора делиться своими размышлениями с читателями за счет вмешательства в язык героев: он как бы перекрикивает персонажей, не давая последним раскрыться и, так сказать, зажить на страницах книги полноценной жизнью.

Речь лишена индивидуальности и логичности: довольно трудно определить возраст или социальный статус говорящего. Например, главарь вокзальных воришек Сашка-Глухарь почти не прибегает к жаргону, общается настолько неестественно интеллигентно, что те, кто верят в реинкарнацию, имели бы полное право предположить — в одной из предыдущих жизней мошенник был филологом.

В то время как его подопечный, маленький Рома высказывается на удивление образно для своего возраста: «Волков бояться — в лес не ходить! А это даже не волки, а так — шакалы, привыкшие падалью питаться».

На фоне строгого соблюдения принципов морали большинством персонажей, брань, которую учитель интерната Николай Павлович обронил в порыве эмоций, заботясь о Сережином будущем, выглядит чем-то в высшей степени неприличным и производит эффект прямо противоположный нужному.

Можно предположить, что такая литературная осторожность обусловлена ​​опасениями Бачинского травмировать уже не детскую, но еще не окрепшую окончательно психику подростков. Учитывая то, что он и так пошел на серьезные риски, взяв за основу насущные социальные проблемы простых людей, а не раскрученную сторонниками бульварного чтива историю любви двух вурдалаков.

В любом случае, писатели, решившие непосредственно участвовать в создании новой подростковой литературы, должны быть готовы к тому, что этот жанр, так же как и капризный подросток, требует к себе особого отношения.

Если говорить обобщенно, работа в жанре «young adult literature» — дело неблагодарное, ведь на авторов возложена особая, не побоюсь этого слова, миссия.

Непросто создать историю, сюжет которой мог бы заинтересовать даже тех тинэйджеров, кого художественная литература усыпляет не хуже просмотр выпуска экономических новостей, при этом не пренебрегая содержательной составляющей. И здесь, не дай Бог, писателям прибегнуть к морализаторству.

Сегодня подростковую литературу нельзя назвать привычным для украинского читателя явлением. Пока она не достигла своего «совершеннолетия», трудно определить четкие критерии, по которым можно было бы оценивать произведения этого жанра литературы.

Поэтому, даже несмотря на неоднородность “140 децибелів тиші”, книга, благодаря своей главной идее не быть равнодушными к чужому горю («Спасая одного ребенка, ты спасаешь целую вселенную!»), все же стоит внимания подрастающего поколения.

Не говоря уже об авторах, которые смогут использовать произведение Бачинского в качестве «чужих граблей».

Елена Нестеренко, ВВС Україна

Купить в Yakaboo.ua

9 thoughts on “Сложный характер подростковой литературы. Рецензия на книгу года ВВС Україна

    Добавить комментарий