Бесследный Загребельный в США

«Гіркий досвід підказував Лукасові, що в цьому світі він не може мати певності».

Поклонники творчества украинских писателей удивятся, прочитав этот роман Загребельного. Он не характерен для нашей литературы, а тем более такой, которая уже стала классической. В частности из-за того, что в книге речь идет не об украинцах, а Украина упомянутая опосредованно, как намек или давний сон.

Роман Павла Загребельного “Безслідний Лукас”, кроме элементов фантастики, имеет острый политически-философский характер. В центре внимания писателя находится молодой американский ученый. Его зовут Лукас, и у него польские корни. Юношу прозвали Бесследным в школе за непревзойденное умение незаметно завладевать мячом на баскетбольной площадке. Он стал студентом Стэнфорда, потому что такой игрок нужен был университетской лиге.

Но после тяжелой травмы, пережив клиническую смерть, Лукас круто изменил свою жизнь. Юноша вынашивает идею усиления умственного потенциала человечества. Для этого он планирует использовать наследство древних цивилизаций и новейшие достижения науки.

Однажды его находит таинственный частный фонд. Хотя — что значит «таинственный»? Частные фонды в США не редкость. Их создают богатые люди по разным причинам: чтобы создать себе хорошую репутацию, чтобы отмывать деньги, но нередко и для исследований, популяризации науки, предупреждения глобального потепления или защиты животных. Поэтому, не стоит удивляться, что Лукас принимает предложение этого фонда.

На средства частного фонда в сопровождении его представителя мистера Ора молодой ученый совершает путешествия в страны, где зародились так называемые неолитические цивилизации: древнеегипетская, шумерская, ассирийская и другие. То есть те, которые существовали еще до греков и римлян. Там его ждут удивительные приключения.

«Їх обстріляли двічі, що можна було вважати великим везінням. Перший раз це сталося мало не в центрі міста, стріляли звідусіль, навіть мовби з-під землі, але Аміна, заспокійливо махнувши Лукасові, вирвалася з тої загрозливої зони з такою зухвалою легкістю, ніби це була просто гра».

Первое, что приходит на ум, когда о них читаешь: так не бывает. Но Павла Загребельного недаром называли живым классиком: он настолько реалистично, мастерски описывает чувства героев, так доступно объясняет их мотивацию, что веришь во все, что попадается на страницах.

Когда Лукас возвращается домой, его ждет страшная неожиданность: частный фонд оказывается замаскированной организацией военного ведомства. Идею молодого ученого хотят использовать агенты с Капитолийского холма (Вашингтон) назло человечеству и всей планете. И это — не самое ужасное, о чем он узнает. Его ждут драматические, по-настоящему трагические изменения. Не в состоянии справиться с внутренними и внешними демонами, Лукас бесследно исчезает.

Главный персонаж Загребельного — это попытка создать нового «маленького человека». Стоит признать, попытка неудачная, но очень увлекательная. Возможно, Павлу Архиповичу не хватило знаний об американской культуре, чтобы достаточно хорошо вписать Лукаса в контекст (но маловероятно), может, не хватило мощности, чтобы «внедрить» его в украинскую литературу (больше похоже на правду). Лукас — это маленький человек, окруженный огромным миром, который сам себя разрушает. Это противостояние лучше видно в диалогах, которые возникают между Лукасом и представителями фонда, например. Его любимая девушка Пэм — также представительница этого мира, но она нашла в себе силы остановить саморазрушение. Она — последний мостик между Лукасом и всем миром, и когда Пэм исчезает — ему не остается больше за кого держаться.

Отдельно хочется выделить образ Памеллы. Она — необыкновенный представитель своего поколения. Пэм — папина дочка, но она стремится стать самостоятельной, независимой, хочет оплачивать свои счета и не любит оставаться в долгу. Вероятно, в ней Загребельный воплотил свое видение независимой, сильной женщины.

Чем она отличается от остальных его образов? Близкая по характеру к Пэм героиня романа «Диво» — Тая. Однако роль Памеллы гораздо больше. Она — как якорь, который не позволяет Лукасу бросить все и одновременно не дает творить глупости. Однако Пэм отличается, пожалуй, и от самых известных женщин Загребельного — Роксоланы и Евпраксии, которые тоже, вроде бы, символизируют важную роль женщины. Пэм, в отличие от них, ни зависит от мужчин, ни пытается их переплюнуть. Она просто есть, наслаждается жизнью, познает мир — и любит Лукаса.

Столкнув таких разных героев в такой неожиданной ситуации, Павел Загребельный просто посмотрел, что будет дальше, и записал это.

Почитайте и вы.

Похожие книги: романы Дэна Брауна, «Диво» Павла Загребельного, «Майдан Тахрір» Натальи Гуменюк (из-за атмосферы Ближнего Востока), «Твердиня» Макса Кидрука

Екатерина Кролевская

Купить в Yakaboo.ua

7 thoughts on “Бесследный Загребельный в США

    Добавить комментарий