Какой смысл можно найти в концлагере?

В 1991 году Библиотека Конгресса США провела среди читателей опрос. Попросили назвать книгу, которая изменила жизнь. Кроме уже известных нам Библии и «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, в первой десятке была также книга Виктора Франкла «Человек в поисках подлинного смысла» (1946 год). Это главный труд его жизни, в котором изложен экстремальный опыт человека: выживание в концентрационном нацистском лагере. Прочитайте ее, и вы станете другими.

Эту книгу сложно рецензировать. Ее нельзя ставить в один ряд с другими свидетельствами очевидцев событий Второй мировой войны, даже тех, кто пережил концентрационные лагеря (или нет, как Анна Франк). Эта книга отличается в первую очередь тем, что написана с позиций психолога. Автор делает над собой усилие, переступает через эмоции и достаточно отстраненно объясняет состояние заключенных — таких, как он. От этого в воображении возникают очень четкие картинки .

Во времена Холокоста Виктор Франкл провел три года в концлагерях Терезиенштадт, Аушвиц и Дахау. Один из фундаментальных аспектов его книги и учения — тема выживания. Но «Человек в поисках подлинного смысла» — не столько о деталях его жизни, сколько о том, как люди реализовали свою способность выживать и выстоять под гнетом нацистов, несмотря на мизерные шансы.

В первой части книги автор пытается ответить на вопрос: «Как повседневная жизнь в концлагере отразилась в сознании рядового заключенного?». Он приводит примеры заключенных, что обрели надежду и волю, чтобы продолжать двигаться даже в крайне мучительных условиях. По мнению Виктора, это показывает, что все зависит от наших решений, а не только от обстоятельств.

Речь идет не о какой-то высшей «миссии», общей для всех людей, а скорее о специфическом смысле жизни отдельного человека в определенный момент. Для Франкла это было желание снова увидеть свою жену (он не знал, что она уже умерла, они прожили вместе меньше года) и надежда дописать научную работу о логотерапии.

В течение всей книги ученый цитирует Ницше. В частности, мысль о неограниченных человеческих возможностях: «Тот, кто знает, зачем жить, может выдержать почти любое «как «». А также известное утверждение, которое уже вошло в словари: «Все, что не убивает, делает нас сильнее».

На этих идеях (и не только на них) базируется философия автора. И это неординарно, потому что показывает, опять-таки, все зависит от наших решений и нашего восприятия: нацисты сделали Ницше теоретиком арийца- «сверхчеловека», а Франкл показал, что ницшеанская теория преподносит человечество и облагораживает страдания.

Он рассказывает историю одного из надзирателей, нациста, который использовал собственные деньги, чтобы купить лекарства для заключенных в концлагере. После освобождения союзниками евреи защищали этого «врага» от жестокости со стороны спасателей. Эта доброта, даже в шкуре врага, показывает ошибочность расовой теории немцев. «… В мире существуют только две разновидности людей — «раса» достойных людей и«раса» негодяев. Их можно найти в любом месте; они есть во всех общественных группах. Но ни одна группа не состоит исключительно из достойных людей или негодяев. В этом смысле не существует «чистой» расы — достойного человека можно найти и среди охранников лагеря», — пишет Франкл.

Во второй части книги автор рассказывает о своей терапевтической философии, которую сформировалась после пережитого — логотерапии. Он сравнивает ее с психоаналитической школой Зигмунда Фрейда, которая в то время распространялась в Европе. Франкл считает, что Фрейд незаслуженно игнорировал духовные и мировоззренческие аспекты человеческого опыта. Он считал, что это краеугольный камень человеческой психики.

«Основной мотив человека — это поиск смысла жизни, а не реализация инстинктивных влечений», — пишет Франкл. Он убедился на собственном опыте, что даже самые страшные страдания можно пережить, если наполнить их смыслом. Психолог считает, что человек не просто существует, но и в любой момент решает, что будет существовать дальше.
Стоит отметить, что работа Франкла вдохновила и других теоретиков, например, Абрахама Маслоу, известного как создателя иерархии потребностей. Именно Виктор побудил его изучать положительные стороны человеческой природы, и это привело к гуманизации психологической науки.

В постскриптуме к изданию 1984 года (которое есть и в украинском переводе) Франкл пишет о «трагическом оптимизме». Именно потому, что он прошел через огромные страдания, он понял, что не обстоятельства имеют значение, а то, какие решения мы принимаем и как относимся к ситуации. Звучит банально, но опыт автора говорит именно так. А еще он говорит, что в любой ситуации можно оставаться «святым», а не быть «свиньей», как он часто наблюдал в концлагерях. И хотя «святых» меньшинство, нужно присоединяться к ним.

«У світі, який не в найкращому стані, усе тільки погіршуватиметься, якщо кожен із нас не докладе до його порятунку максимальних зусиль», — пише Франкль.

Похожие книги: «Весь невидимый нам свет» Энтони Дорра, «Искусство любви»  Эриха Фромма, «Чтец» Бернхарда Шлинка.

Екатерина Кролевская

Купить в Yakaboo.ua

Ксеня Різник
Редакторка blog.yakaboo.ua, блогерка в Етажерка. 10 років пишу про книжки (OpenStudy, газета День, gazeta.ua, MediaOsvita, власний блог та блог Yakaboo). Природний для мене стан: читати, розповідати та писати про книжки. Трішки схиблена на сучасній британській літературі, шпигую за лауреатами усіляких премій, найкращих додаю у список "читати негайно"). У вільний від книжок час знайомлюсь із птахами, марную фарби та олівці.
http://ksenyak.wordpress.com

26 thoughts on “Какой смысл можно найти в концлагере?

    Добавить комментарий