Причудливые рисунки шотландской художницы Джоанны Басфорд известны уже всему миру. Наличие 10-месячной дочери не стало преградой для создания третьей по счету антистресс-раскраски. 32-летняя Басфорд не намерена расставаться с творчеством. О том, как ей удается сочетать работу и семью без ущерба для какой-либо из сторон, она рассказала в одном из своих последних интервью.
Какой неприкладной талант вы хотели бы иметь?
Способность находить свою машину на заполненной многоярусной парковке без длительных блужданий и бесконечного нажатия на кнопку ключей. Или же способность заходить в комнату, не выглядя при этом озадаченной, независимо от обстоятельств.
Что вас вдохновляет?
Масса вещей ежедневно. От красивой татуировки до картинки на коробке с хлопьями и каракулей дочери на стене спальни (делаем глубокий вдох, лелеем творческую жилку). Я складываю все эти картинки в голове, фрагментирую их, пока они не складываются в образы, которые хочется запечатлеть на бумаге.
Расскажите о времени, когда вы были сильно напуганы, и как удалось преодолеть страх.
Подписание договора на издание моей третьей книги «Загублений океан» было ужасающим. Моей дочери было тогда 10 месяцев, она еще не спала всю ночь напролет, а я сама только добралась до той точки материнства, когда начинаешь успевать ежедневно принимать душ и находить чистую одежду. Я страшно боялась, что не успею к сроку, что я просто не смогу функционировать как “нормальный” человек, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность вынашивать красивые идеи и воплощать их на бумаге. Потом было чувство вины. Я знаю, каждая мать испытывает его, однако я слишком хорошо знала, сколько времени отнимает создание книги и как это влияет на остальную жизнь.
В конце концов меня спасли три школьных подруги. Наши дети родились приблизительно в одно и то же время, и мы организовали чат, где обсуждали роды, красивые деревянные игрушки, увиденные в Pinterest, и органическое детское питание. Эти разговоры со временем трансформировались в слова поддержки, когда мы все бодрствовали в три часа утра, повторяя как мантру, что когда-то это закончится. Эти девчонки так часто меня спасали. Я не могу недооценивать значимость такой поддержки непредвзятых мам-подруг с хорошим чувством юмора.
Я сообщила им о договоре по книге, о возможностях, о вине и страхе. Они удивительны — сразу же сказали мне идти вперед, и объяснили, что работающая мама будет вдохновляющим примером для дочери. Они дали мне уверенность в собственных силах и заверили, что моя семья наоборот будет процветать, а не страдать от моей занятости. Они избавили меня от вины и придали сил. Я их обожаю.
Что, по-вашему, должна уметь делать каждая женщина?
Просить о помощи. Я осознала, что могу время от времени говорить как проигравшая. Мы все говорим о том, что женщины должны быть независимыми, но я думаю, что в определенные моменты жизни мы просто нуждаемся в небольшой помощи и должны избавиться от чувства вины за это. Нормально признать, что ты не можешь делать все сама. Нормально не знать ответов на все вопросы. Просить помощи. Делать перезагрузку. Отступать на шаг назад.
Читайте также: Раскраски для взрослых. Как старый принтер помог Джоанне Басфорд завоевать мир
Если бы вы могли изменить что-либо в своем прошлом, что бы это было?
Задавала бы больше вопросов. Я любопытна от природы, но боюсь показаться глупой. В школе я предпочитала час провести в непонимании, чем попросить помощи у учителя. И сейчас я понимаю, что не одна такая, мы всегда ждем, что найдется кто-то более смелый, поднимет руку и задаст вопрос.
Какую непростую задачу вы хотели бы решить в следующем году?
У меня два издательских дедлайна в следующем году. Каждый раз, подписывая договор по книге, я говорю себе: “Это должно стать моей лучшей работой”. Я хочу создать две прекрасные книги, избежав внутреннего кризиса.
Как вам удалось ворваться в мир иллюстрации?
Смесь дерзкой настойчивости и необходимости.
После окончания художественной школы я основала небольшую эстамп-студию, делала вручную печать на обоях и тканях и продавала бутикам и отелям премиум-класса. Я не особо сильна в бизнесе, поэтому мне едва удавалось покрывать накладные расходы. Приходилось частично работать на двух работах, чтобы оплачивать счета. Я сводила концы с коцами и мне совсем не нравилась производственная часть. Потом случился финансовый кризис.
Пошел спад, и такие вещи как печатные обои стали никому не нужны. Я была близка к краху и решила, что пришло время все изменить. Продала обрудование, закрыла студию и перенесла рабочее место в угол своей спальни.
Я сконцентрировалась на рисовании — своей главной страсти и заявила о себе как о свободном иллюстраторе. Купила ручки и бумагу, запустила сайт, завела аккаунты в соцсетях и заспамила всех креативных директоров и художественных руководителей, каких только нашла в интернете.
Я ездила ночным автобусом в Лондон, таскалась по студиям и офисам со своим портфолио и показывала работы. Неспешно, но уверенно я начала получать заказы. Я презентовала себя как художника, который от руки создает черно-белое искусство, и игнорировала замечания об ограниченности своего таланта. Я выписала сама себе чек на 10 000 фунтов стерлингов, который должна была отработать в течение полугода, и прикрепила к холодильнику. Я работала день и ночь, чтобы в конце концов обналичить его через полгода. И у меня получилось.
Что мотивировало вас на создание раскрасок?
Для меня книги — это всегда сотворчество. В каждой книге я вижу возможности для сотрудничества. Это моя работа — рисовать черно-белые контуры, однако она длится не только до того момента, когда книга попадет к кому-то в руки, он добавит цвета и превратит монохромные картинки в буйную энергию. Когда я вижу раскрашенные рисунки, которые люди постят онлайн, мое сердце наполняется настоящей радостью! Мне нравится эта удивительная возможность сотрудничать с миллионами людей по всему миру, которые бесконечно талантливы, больше, чем я, и это невероятно унизительно.
Как обычно складывается ваш день?
Организованный хаос.
Дочка просыпается в 5:30, и день начинается с молока, книжек, если я в состоянии, и мультиков при необходимости.
Раннее утро проходит в маминых обязанностях, хрупкое и полное забот балансирование между уклонением от летающей овсяной каши, стиркой и самобичеванием из-за того, что не купила продуктов.
У нас есть чудесный друг семьи, которая также приходится няней. Она приходит в 8:00, а я с большой чашкой чая мчусь на чердак в свою студию и в течение часа занимаюсь почтой, соцсетями, сайтом и так далее. После этого я выключаю компьютер и до раннего вечера работаю. Все, что я создаю, оживает на бумаге при помощи карандаша и ручки.
Работа дома означает, что я в любой момент могу наведаться в игровую, чтобы обнять дочь или прочитать книжку. Мне очень-очень повезло.
В конце дня я снова на час сажусь за ноутбук, чтобы проверить, что происходит, а затем на несколько часов возвращаюсь к маминым обязанностям. Вечером обсуждаю с мужем большие идеи, составляю бесконечные списки того, что необходимо сделать, и готовлю студию к следующему дню.
Назовите три вещи, необходимые вам для выживания.
Любовь, чай, карандаши.
Повлияла ли на вас какая-нибудь женщина-художница? Если да, то как?
Рассматривая картину, ни в визуальном, ни эстетическом плане нельзя сказать, была ли она создана кем-то в бюстгальтере. Если говорить о целях, видении и вдохновении, мне импонирует достаточно много женщин. Мне нравится то, как Орла Кили создала мировой бренд. Кэт Кидстон — невероятно умная бизнесвумен. Мне нравится, как Джессика Уолш вдохновляет и продвигает творческую игру своими работами. Бейонсе — потрясающий музыкант и также достаточно креативна и умна, а еще она работающая мама… Я могу продолжать долго.
Кем вы хотели стать в детстве?
Я из тех людей, которые всегда знали, кем хотят стать, когда вырастут. С того момента, когда мне в руки впервые попал карандаш, я знала, что хочу рисовать. Я рисовала на всем: на стенах, сестре, библиотечных книжках… Родители никогда не запрещали мне это. Наверняка, они предпочитали другой материал в качестве холста, но все же позволяли мне делать это. Я им бесконечно благодарна.
Что бы вы сказали всем поклонникам своих книг?
Не волнуйтесь, если вышли за линию! Раскрашивание — это не погоня за совершенством. Здесь нет правил. Я бы хотела, чтобы люди наслаждались творческим процессом, расслаблялись, получали удовольствие и немного играли.
Оригинал интервью
53 thoughts on “Человек-антистресс Джоанна Басфорд”