Глобальные вопросы книжного эмбарго

Вопрос эмбарго на ввоз книг российских издательств в Украину не только экономический. О потерях, которые ждут дистрибуторов в результате его введения, о проблеме конкурентности в ценах на книги российского и украинского производства уже сказали немало. Та проблема, что украинские издатели до сих пор не в состоянии удовлетворить читательский спрос в области мировой современной мысли — гуманитарной, экономической, научной — во многом лежит в плоскости законодательной базы. Но для меня данная дискуссия обозначила вопросы более глобальные. Правовые, социальные и этические.

Лицемерие, двойные стандарты – не та основа, на которой возможно построение модерного государства, ориентированного на европейские стандарты. Эти стандарты – верховенство права, индивидуальные права и транспарентность. И, разумеется, понимание культуры как системообразующей отрасли общества.

При таком подходе приравнивать культурный продукт к общепотребительскому, книгу к колбасе и макаронам, цинично. Еще более цинично это выглядит на фоне последних официальных данных о том, что, будучи в десятке главных мировых поставщиков оружия, Украина продолжает продавать его и Российской Федерации. Выходит, покупать книги у страны-агрессора опасней для национальной безопасности, чем поставлять ей оружие? Дюрренматовской жесткости абсурд получается.

Что же до верховенства права, так и цензура, официально запрещенная украинским законодательством, и любые запреты на ввоз литературы в страну не соответствуют конституционным положениям о свободе слова и информации. Взрослый человек имеет право употреблять любой культурный продукт, который считает нужным, это – его индивидуальное право.

В вопросе распространения информации подрывного характера, пропагандирующей вещи, украинским законодательством запрещенные, разумеется, следует действовать по закону. И здесь не нужно никаких дополнительных юридических актов. Государство в праве изучать ассортимент украинских дистрибуторов печатной продукции. И в случае выявления такой, которая нарушает законодательство, в судебном порядке привлекать их к ответственности. Хотим мы того или нет, но суд – единственная инстанция, дающая вердикт о виновности или невиновности того или иного субъекта в цивилизованном мире.

Противопоставляя свой европейский выбор запретительной системе, разрастающейся в России на законодательном уровне, украинское общество и государство не должно действовать теми же методами, что и противник, которого они декларируют. Иначе в чем смысл такого противостояния? Как можно бороться за свободу, свободы ограничивая, поражая граждан в конституционных индивидуальных правах.

Запрет на поставки украинского оружия в Россию сегодня мне видится более логичным во всех смыслах решением, чем эмбарго на ввоз книжной продукции. Понимаю, что экономически это будет больнее: доходы от украинской книготорговли и торговли оружием несопоставимы. Но такова цена транспарентности, этики и верховенства права. Если наш стратегический выбор – о них.

12 thoughts on “Глобальные вопросы книжного эмбарго

    Добавить комментарий